Где «ваша честь», худрук Меньшиков?: что на самом деле произошло в театре Ермоловой
В театральном мире Москвы – тотальная круговая порука, которая по аналогии со словами из песни «Скованные одной цепью» группы «Наутилус Помпилиус» – «Круговая порука мажет, как копоть» – напоминает беспросветную тьму. Старое поколение худруков уходит, как это было и в театре Ермоловой, а на смену приходят «звезды» в худшем смысле этого слова. Как следствие, скандал за скандалом, нарушение за нарушением. Этические и финансовые.
Олег Меньшиков стал худруком театра Марии Ермоловой по рекомендации и инициативе прежнего худрука Владимира Андреева. Пока Андреев был жив и периодически появлялся в театре, Олег Меньшиков не совершал ничего радикального, как это было, к примеру, в театре МХАТ имени Горького с приходом к власти Эдуарда Боякова. Приглашал хороших режиссеров для постановок, да и сам ставил. Порой ставил годами, нарушая все сроки, как это было со спектаклем «Макбет». О намерении поставить спектакль по трагедии Шекспира Олег Меньшиков на сборе труппы заявил в 2015 году, а спектакль вышел в 2018-м. Меньшиков – режиссер непрофессиональный, но с большими амбициями. На афише спектакля «Макбет» представил себя и «народным артистом России», и «лауреатом Государственной премии». Только государственную премию он получил за роль в кино, а не за постановку в театре, и поэтому мог бы «промолчать».
Олег Долин оставил актерскую профессию (по первому образованию – выпускник актерского факультета «Щуки»), чтобы пять лет учиться на дневном отделении ГИТИСа-РАТИ на режиссерском факультете. Он потратил время и силы на то, чтобы стать настоящим режиссером, и стал им. Профессиональным. За 8 лет с момента окончания ГИТИСа-РАТИ Долин поставил успешные спектакли как для детей, так и взрослых в ведущих театрах Москвы. Всегда в срок, всегда качественно, всегда «с чувством, с толком, с расстановкой». Олег Долин – очень порядочный человек, и ничего другого никто о нем не скажет никогда. Сестра Олега Долина, Ася Долина, написала, что «речь идет о чести и репутации брата». Если худрук отстраняет режиссера от работы накануне премьеры и не платит ни копейки, возникает вопрос о профессионализме режиссера, и это ясно как божий день.
В поддержку Олега Долина выступают деятели театра – актеры, режиссеры, художники, критики, а у Олега Меньшикова – власть и связи. Большая власть и большие связи. В конце прошлого года в разгар пандемии он уволил группу актеров без причин и объяснений. Так ему захотелось. Актеры не писали открытых писем, как это сделал Олег Долин. По разным причинам. Одна из которых – отсутствие смелости. За всю историю русского театра можно по пальцем пересчитать артистов, которые назвали своего худрука – народного артиста и лауреата Государственной премии – словом «вор». Как это сделал в своем открытом письме Олег Долин. Брат кинокритика с мировым именем Антона Долина**, конечно, понимает, что «за такие слова придется отвечать», и, судя по его действиям, он – готов. На кону – его честь и репутация.
У Олега Меньшикова – хорошая репутация актера, а до репутации худрука, судя по всему, ему нет дела. Он стал худруком по решению своего предшественника, не потрудившись даже выучиться на режиссера или на продюсера. Сегодня это привычное явление. Актеры-худруки растут как грибы после дождя. Им нечего терять на посту худрука. За растраты у нас не сажают, и за нарушения трудовых прав сотрудников – тоже. Все сходит с рук. А Олег Долин – молодец! Режиссер Театра Наций Егор Матвеев на странице Олега Долина в соцсети написал:
- Чудовищная история. Вместе с Олегом Долиным, прекрасным и ответственным режиссером, от самоуправства театра пострадала и вся команда.
Доколе весь это беспредел будет продолжаться в театрах Москвы?
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов