Мирошниченко, лишившая работы вдову Андрея Мягкова, не пришла ее хоронить
На церемонии прощания с Анастасией Вознесенской выступил недавно назначенный руководитель МХТ 50-летний Константин Хабенский - «начинающий худрук», как гласит табличка на его кабинете. Похороны вдовы Андрея Мягкова оказались его первым траурным мероприятием в этом статусе. Кстати, Хабенский был партнером Андрея Васильевича в фильме Тимура Бекмамбетова «Ирония судьбы. Продолжение», где сыграл взрослого сына Жени Лукашина.
Константин Юрьевич по-деловому отчитался, что театр делал все, чтобы Анастасия Валентиновна после кончины супруга не чувствовала себя одинокой. Худрук имел в виду материальную составляющую, которая, разумеется, была в порядке. Тогда как творческая и человеческая, увы, напрочь отсутствовали. И уже давно. Но в этом вины Хабенского нет.
Последний спектакль с участием Вознесенской и Мягкова «Белый кролик» еще в 2008 году поставил режиссер «Мастерской Петра Фоменко» Евгений Каменькович. Работа была беспощадно разгромлена критиками.
- В своей жизни не видел людей, которые бы более внимательно относились друг к другу, - рассказывал об актерской чете Каменькович. - Даже не представляю, о чем они говорят дома, потому что оба настолько погружены в творчество. Когда один репетирует, другой смотрит, что называется, не отрывая глаз. Правда, Андрей Васильевич и Анастасия Валентиновна стеснялись делать друг другу замечания - и делали это через меня, прибавляя их к моим замечаниям. Ситуация была трагикомическая, но с пользой для общего дела… А мне как режиссеру с ними было очень легко. Возможно, так легко, как ни с кем и никогда.
В свое время Каменькович сам пришел к тогдашнему худруку МХТ Олегу Табакову с предложением поставить этот спектакль. Олег Павлович, с которым у звезды «Иронии судьбы…» и «Служебного романа» были сложные отношения, без особого желания согласился.
- У Табакова давний конфликт со старейшинами театра, к которым принадлежал и Андрей Мягков, и другие любимые артисты Олега Ефремова, - объяснял завлит Николай Шейко.
Причины для срывов
Мягков и Вознесенская верно шли за легендарным Ефремовым по жизни. Когда-то, в свои лучшие годы, рожденная именно для сцены Анастасия Валентиновна царила во многих спектаклях сначала «Современника», а потом МХТ. Театралы уверены, что она - лучшая Маша из «Трех сестер» (в постановке Ефремова). Правда, однокурсница Вознесенской - примадонна МХТ Ирина Мирошниченко - отвоевала у нее эту роль, когда стала любовницей Олега Николаевича.
На прощание с подругой студенческой юности 79-летняя Ирина Петровна не пришла, хотя находится в добром здравии и продолжает играть на сцене. Не было на панихиде и другой их знаменитой однокурсницы - Веры Алентовой. С их потока 1965 года выпуска вышли две семьи: Алентова и Меньшов, а также Вознесенская и Мягков. Если первые бесконечно ссорились-мирились и даже на время расходились, то вторые жили, как два лебедя, всегда оставаясь единым целым.
Говорят, что, когда в какой-то момент его Ася начала злоупотреблять спиртным, Мягков ее спасал, поддерживал и нежно заботился. Это отмечали и врачи, которые выводили актрису из запоев. У Вознесенской были глубоко личные причины для срывов: малая востребованность в профессии, не соответствующая масштабу ее таланта, проблемы с родней. Плюс у Мягкова и Вознесенской не получилось завести детей, и это, конечно, огорчало обоих.
Если Андрей Васильевич искал утешение в творчестве: помимо актерских работ, он писал романы, рисовал, преподавал, - то его супруге оставалось лишь довольствоваться ролью музы и помощницы. Например, когда Мягков вел педагогическую деятельность в Школе-студии МХАТ, Вознесенская часто приходила в аудиторию и репетировала со студентами спектакли. Один из их знаменитых учеников - Александр Феклистов - назвал свою дочь Асей в честь Анастасии Валентиновны. Девушка сейчас работает на ТВ.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов