«Чемпион мира»: что не так в фильме о шахматном поединке века от режиссера «Бригады»
Об этом рассказал в эксклюзивном интервью «ЭГ» сам Анатолий Евгеньевич. О Бобби Фишере Эдвард Цвик снял художественный фильм «Жертвуя пешкой» с Тоби Магуайром в главной роли, и он по всем критериям превосходит нашу картину «Чемпион мира». Кто-то скажет, что сравнивать современное российское кино с американским, режиссера сериала «Бригада» Алексея Сидорова, с обладателем «Оскара» за фильм «Влюбленный Шекспир» Цвиком, – жестоко… Но в шахматах абсолютные победители – мы. Если наши режиссеры и лучшие продюсеры берутся снимать о победах своих героях, так делайте это так же красиво и масштабно, как герои! В противном случае – молчите.
После фильма «Жертвуя пешкой» и мини-сериала «Ход королевой» тема шахмат в кино стала кассовой. С богатым багажом, как наши чемпионы, и к тому же чемпионы-депутаты, грех не снять картину. Продюсеры фильма решили, что режиссер, снявший фильмы о бандитах и о боксерах («Бой с тенью»), также хорошо разбирается в самом интеллектуальном виде спорта – шахматах. Алексей Сидоров и сам написал сценарий фильма. Додумался до того, что дважды отказавшийся играть с Карповым Бобби Фишер дарит Карпову картину-икону, которая подсказывает ему тактику в решающей игре за титул чемпиона мира с Виктором Корчным. В одном из интервью Карпов рассказал о встрече с Фишером, но ни о каких подарках не было речи.
Между Карповым и Фишером – 8 лет разницы, а в фильме Сидорова американский шахматист выглядит стариком. Существуют километры хроники – как в 1978 году выглядит Бобби Фишер, но у режиссеров – свое видение. Удивительно, что из всех актеров выбрали только одного – скандинавского актера Пекку Странга, который реально похож на своего героя. Только загримировали его под старика.
Иван Янковский изо всех сил старается играть Карпова. Признался в «Фейсбуке*» в том, что роль Карпова – самая трудная в его жизни. Изучил походку, привычки молодого Карпова по той же хронике, только Карпов Янковского – совсем не тот Карпов, который, к счастью, живет и работает в Государственной думе. Янковский играет положительного «мачо», тогда как Карпов и близко не супермен. Карпов был и остался скромным, тихим, внимательным, обязательным советским человеком. В лучшем смысле этого слова. Карпов никогда в жизни не произнес бы фразу шахматисту, годящемуся ему в отцы, – Виктору Корчному (повторять фантазии Сидорова нет смысла).
Разумеется, нет большого криминала в том, что в художественном фильме Карпов не имеет ничего общего с настоящим Карповым, а Корчной с настоящим Корчным, но мир шахмат все же должен быть. В 1978 году шахматы были не менее популярны во всем мире, чем футбол. А страсти в шахматном мире кипели посильнее, чем на футбольных полях мировых первенств. Шахматы были напрямую связаны с большой политикой, и, между прочим, сам государственный секретарь США Генри Киссинджер лично уговаривал Фишера играть со Спасским на чемпионате мира, и это факт.
Но в фильме «Чемпион мира» нет ни страсти, ни большой игры, ни энергии… Есть только потуги неплохих артистов, ввязавшихся в эту историю, почувствовать себя шахматистами. Причем все козыри Сидоров отдал Ивану Янковскому… У Карпова – и драма с отцом, и любовная линия, и родной Златоуст, а у Корчного – только «зеркальные очки» и злой язык. А ведь у Виктора Корчного была такая серьезная личная драма, о которой можно снять целый сериал.
*Организация запрещена на территории РФ