Отличные фильмы на остаток зимних каникул: то, что вы могли пропустить в 2021-м

Фото: Depositphotos.com

Новогодние каникулы в разгаре: самое время посмотреть хотя бы несколько новых фильмов, которых, кстати, в ушедшем году сняли огромное количество. Отобрать лучшие было непросто. И все-таки мы попробовали. Спешите их увидеть!

«Межсезонье»

Очень смелое художественное высказывание на табуированную тему - школьного шутинга (беспорядочная стрельба в общественном месте в безоружных людей). «Межсезонье» отсылает к печально известной истории старшеклассников Катерины Власовой и Дениса Муравьева, сбежавших из дома в 2016 году. Они раздобыли охотничье ружье, обстреляли полицейских и покончили с собой.

В кино Александра Ханта («Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов») юные главные герои ударились в бродяжничество, рыночное воровство, вандализм, общение с гопниками и уголовниками, попали в ДТП, полицию и далее по списку. При этом маленькие Бонни и Клайд не просто творят беспредел, а обнажают проблемы и противоречия с миром взрослых, ведущие к серьезным трагедиям и шутингу. Стать, как родители, или перевернуть игру - вот в чем вопрос.

«Иччи»

Якутия последние несколько лет радует прекрасными, самобытными и нетривиальными картинами, в число которых вошел и «Иччи». Это уже не экзотика, а уверенный аутентичный продукт с особым почерком и эстетикой.

Сюжет почти как в унылой американской «Пиле»: в доме посреди леса оказываются шесть человек. Как и в любом классическом хорроре, саспенс начинает давить зрителя во второй половине фильма. Местная чертовщина, черепа, зодчество, болото, черные глаза и огонь - все это создает уникальную атмосферу природного ужаса, способного погрузить в дрожь самого искушенного зрителя. Дух тайги здесь растекается не из соображений маркетологии. Пожалуй, таких качественных ужастиков у нас раньше не снимали.

«Петровы в гриппе»

Несмотря на довольно поверхностный роман Алексея Сальникова, охарактеризовать который можно словами бывшего министра культуры Владимира Мединского («про «Рашку-говняшку»), опальному Кириллу Серебренникову удалось вдохнуть в него жизнь и правдоподобие. Разумеется, не без либеральных клише и привычных ограниченному мышлению режиссера-узника заблуждений, но все же. Это напитанное энергией и мощными находками полотно посвящено страданиям и заболеваниям отдельно взятой русской семьи в условиях сюрреализма. Поиски Петровыми человеческого счастья перемещаются в троллейбус, ремонтную яму, побережье, сон, а потом снова возвращаются в реальность и наполняют такую безысходную, казалось, жизнь глубинным и хтоническим* смыслом. Операторская работа Владислава Опельянца отмечена призом Каннского кинофестиваля, что тоже неплохой показатель. Да и актерский состав хорош: Юрий Борисов, Чулпан Хаматова, Юрий Колокольников, Иван Дорн, Юлия Пересильд

«Майор Гром: Чумной доктор»

Да, фильм по комиксу издательства Bubble. Да, карикатурный и шаблонный Петербург от очевидных пассажиров «сапсана». Да, бесконечные цитаты (а то и наглый копипаст) «Шерлока Холмса» и «Агентов А.Н.К.Л.», а еще намеки на таинственного питерского Павла Дурова (создателя ВК). Но при всем этом крайне лестные оценки зрителей, харизматичный Тихон Жизневский в главной роли, неплохие трюки и постановочные сцены с пиротехникой. А еще атмосфера модерна и конспирологический накал - ведь майор Гром, словно ленинградский Бэтмент (культовый герой скетчкома «Городок»), пытается найти и вывести из мутной Невы на чистую воду своего Джокера - некоего Чумного доктора в маске древнегреческого божества с клювом (Сергей Горошко). В неожиданных ролях предстали Алексей Маклаков (у «прапорщика Шматко» наконец «второй медовый месяц» с кино случился - снимается много и работы интересные) и «реальный пацан» Антон Богданов. Ну и куда же без Никиты Кологривого! 27-летний сибиряк сейчас всюду!

«Иваново счастье»

Фильм можно считать притчей или работой-раскаянием одного из главных современных актеров Алексея Серебрякова за неоценимый вклад в создание картонного и пошлого образа русского алкаша («Левиафан»). Реванширует актер убедительно и в образе вахтовика Ивана, отправляющегося в путь за много тысяч километров, чтобы попасть домой. Дорога становится для героя честным исследованием русского человека: студенты, военные, домохозяйки и мамочки - все, кого встречает Иван, составляют пестрый срез общества. Трудовой люд. И в отличие от отмечаемого критиками и фестивалями «Купе номер шесть», тут нет визгливых пьяниц, взбалмошных баб, омерзительных чинуш, пакостных ментов, обезумевших провинциалов с капающей слюной и других стереотипных героев «на экспорт». Фильм пропитан любовью к России и обычному такому народу, в чем Серебрякова заподозрить в последнее время было сложно.

Только факт

«Вампиры средней полосы»

Во времена, когда шутить можно или плоско, или очень осторожно и тонко, сценаристам приходится выкручиваться все сложнее. И прятать очевидные аллюзии за жирным слоем жанра. Фэнтези, к примеру.

Поначалу «Вампиры» не сулили ничего особенного - очередная вампирская сага из ряда подобных. Живет себе в лесах Смоленщины на границе с Белоруссией семейство бессмертных. Вроде безобидных, но в то же время кровососущих. Но чем глубже в дебри, тем больше скучное вампирство растворяется, организуя экстремально злую сатиру с очевидными отсылками и выводя на первый план пронзительный гимн семейным ценностям. Не зря же детей частенько зовут кровопийцами? Главную роль старейшины вампирского рода деда Святослава Вернидубовича должен был играть Михаил Ефремов. И даже приступил к съемкам. Но потом попал в то самое ДТП, сел за решетку - и в проект вернули Юрия Стоянова, снимавшегося в пилоте. Это тоже определило успех сериала: классик юмора на полутонах виртуозно вырисовывает узоры комедии, жизнеутверждающего эскапизма (то есть совершает массы неординарных поступков) и тонкого троллинга («Белорусы - хороши, но крахмала в крови многовато»). Удивила Ольга Медынич (помните эту капризную телочку в сериале «Светофор»?). В образе графини-милфы она чертовски хороша!

Не пропустите!

«Хрустальный»

Чувственный мент - что может быть прекраснее, правда, дамы? Особенно когда он чувственный не настолько слащаво, как безруковский Кравцов из «Участка». В сериале «Хрустальный» зрителям предстает новый тип мента: рефлексирующий, красивый и тонкий. Не бык и не одинокий бродяга любви. Сыщик Сергей Смирнов-Пронченко в исполнении Антона Васильева, пытающийся найти автора серии чудовищных убийств, тащит за собой весь современный сонм трендов - психотравма, насилие в детстве и так далее. Этакий Анискин от Фрейда. И несмотря на то, что Серега очевидно наследует традиции сыщика Меглина (Константин Хабенский) из «Метода», влезая в шкуру серийника прямо на месте преступлений (видимо, автор сценария обоих проектов Олег Маловичко забыл, где уже использовал этот прием, а где еще нет), он явно переигрывает коллегу в психологизме. Блестяще выдерживает крупные планы, молча и много думает, превращая пресловутый детектив в психологическую драму экстра-класса.

«Выжившие»

Вирус, беспросветная тоска провинции, люди мрут, выхода нет. «Эпидемию» вспомнили? «Выжившие» - еще одна фантазия на тему постапокалипсиса и биологической войны. Только куда более искусная. Даже неприятный Артур Смольянинов в этом проекте смотрится на своем месте, без привычной сальной театральщины и надрывного псевдодраматизма. Похож на пьющего бомжа и одеяло на себя, пардон за каламбур, не тянет. Возможно, ситуацию спас режиссер Борис Хлебников («Аритмия»), взяв сериал в сильные продюсерские руки. Зрителя кунают то в густой саспенс, то в социалочку, то в психотрипы, то в сны о чем-то большем, то в уместную мелодраматику. Словом, сделано выверено и изящно. Разве что вышло чуть позже, чем должно было. А может, это и к лучшему.

«Полет»

С виду тривиальнейший, спекулятивный приемчик - герои опоздали на самолет, который в итоге разбился, и взялись переосмыслять жизнь - вдруг запустил необычный механизм. В картине случайным образом собралась чуть ли не вся семья Михаила Ефремова (сын Никита и бывшая жена Евгения Добровольская), и случилось трагическое чудо: актер в кадре предсказал свое страшное будущее. Сериал снимали в 2019 году - еще до трагедии на Смоленской площади, после которого жизнь и карьера Ефремова будет разрушена. И его герой - алкаш, буян, балагур и бабник Жабенко («Во мне уже ничего не живет, кроме водки и триппера!») в «Полете» признается в непреднамеренном убийстве человека в аварии. Убийстве собственного ребенка. Заживо разлагающийся персонаж Ефремова глаголет жуткую истину: «Моя жена любит говорить, что все, к чему я прикасаюсь, превращается в дерьмо. И она права!» На это больно смотреть, но и оторваться сложно. Отличный режиссерский дебют 35-летнего Петра Тодоровского-младшего - сына Валерия Тодоровского и внука великого классика Петра Ефимовича.

«Обитель»

Экранизацию одноименного романа Захара Прилепина стоит посмотреть всем, кто принимает исторические псевдодокументалки из YouTube (в исполнении Юрия Дудя, Алексея Пивоварова и проч.) за правду, а не анекдот: Сталин всех гнобил в лагерях, потому что золото надо было добывать, народ превращали в скотов, сотрудники НКВД всех расстреливали в лоб…

На фоне этой либеральной пропаганды даже художественный сериал от прекрасного режиссера Велединского («Географ глобус пропил», «Русское») - натуральная советская историческая энциклопедия. И фактов, и характеров, и тончайших нюансов, составляющих жизнь советских заключенных на Соловках. Тут нет солженицынской чернухи, зато присутствует вся стереоскопия сложности души русского человека, любовь в экстремальных условиях, проблема выбора и гуманизма в закрытом сообществе и несколько сшибающих с ног красотой и чувственностью сцен. Как если бы «Бригаду» решили снять в трудовом лагере. В ролях известные и талантливые: Сергей Безруков, Александра Ребенок, Виктор Добронравов, Виктор Раков, Юрий Кузнецов и др.


*Хтонь - производное от «хтонический», т.е. относящийся к земле и подземному миру. В мифологии - олицетворение дикой мощи земли и подземного царства.