В 1978 году состоялась премьера фильма «Д'Артаньян и три мушкетера», без которого не обходится ни один Новый год. Недавно вышел документальный фильм «Пока еще мы вместе», в котором рассказывается о создании этого шедевра. Несмотря на то, что фильм состоит из пяти серий, многое осталось за кадром. Автор сценария фильма Максим Федоров поделился с «ЭГ» материалами, которые по каким-то причинам оказались на полке.
– Оператор фильма Александр Полынников дал большое интервью с очень интересными фактами о работе над картиной. Оказывается, на роль Миледи была утверждена актриса Елена Соловей (знаменитая по фильмам Никиты Михалкова), и даже было отснято несколько сцен. Но Елена Соловей вынуждена была отказаться от дальнейшей работы из-за своей беременности. Известно, что Соловей на первое место ставила семью, а на второе – работу. Роль Миледи была очень сложная для беременной женщины. Сегодня кажется невероятным, что Маргарита Терехова, которая сыграла Миледи, в это же время тоже была беременной, но сделала аборт. Об этом Маргарита Борисовна сама невзначай сказала, когда возник небольшой конфликт на съемках, – рассказал Максим Федоров.
«ЭГ» публикует часть неиспользованного интервью Максима Федорова с Александром Полынниковым.
– Как складывались ваши отношения с Маргаритой Тереховой на съёмочной площадке?
– От ненависти до любви. Я помню первый съёмочный день, когда она появилась на площадке и сразу стала раздавать указания, какая у неё должна быть причёска, какой должен быть костюм, какой грим и так далее. Я тогда не знал, что перед съёмками в нашей картине Маргарите сделали какую-то операцию по женской части, и у неё были огромные мешки под глазами. И как раз мы должны были снимать сцену, где Миледи получает задание от кардинала. Я Хилькевичу говорю: «Хил, её нельзя снимать крупным планом. Ты же сам видишь, что у неё с лицом». А Терехова это услышала и тут же отреагировала: «А кто это там командует, как надо меня снимать?»
Хилькевич её стал успокаивать, но разразился жуткий скандал. Маргарита кричала, что развернётся и уедет, а я ещё «подлил масла в огонь», сказав: «Хил, давай всё-таки будем снимать другую актрису в этой роли. Хорошая латвийская актриса Астрид Кайриша – у неё и лицо такое аристократичное, европейское, и вообще она очень подходит для этой роли». Нужно сказать, что я с самого начала уговаривал Юнгвальд-Хилькевича пригласить на роль Миледи эту актрису из Прибалтики, которая тогда была достаточно популярна. Тут Терехова окончательно пришла в ярость: «Кого вы тут хотите снимать? Режиссёр, ты кого вообще слушаешь?»
Короче говоря, моё знакомство с Маргаритой было не очень приятным, и Хилькевичу стоило немалого труда погасить этот скандал. Но потом, когда уже было снято несколько эпизодов, и Терехова отсмотрела рабочий материал, то подошла ко мне и сказала: «Саша, ты – мой любимый оператор!». То есть в процессе работы наши отношения с Маргаритой Борисовной претерпели значительные изменения в лучшую сторону, и мы потом прекрасно общались, с большой симпатией друг к другу. Хотя изначально на роль Миледи пробовалась и была утверждена Елена Соловей. Она уже начала сниматься, но из-за беременности ей пришлось отказаться от роли, а Терехова «влетела» в фильм, когда уже вовсю шли съёмки.
Между прочим, Маргарита Терехова ради роли злодейки Миледи отказалась от главной роли Кати в фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». В результате Катю сыграла жена режиссера Вера Алентова, а фильм получил премию «Оскар».