Реальные события из фильма «Чемпион мира»: во время матча Карпов - Корчной у Брежнева случился инфаркт
Снял картину знаменитый Алексей Сидоров («Бригада», «Бой с тенью», «Т-34»). В главных ролях целое созвездие во главе с Константином Хабенским и Иваном Янковским. Все они приехали на премьеру фильма в кинотеатр на Новый Арбат, радостно обнимались, словно не виделись больше года, попивая холодное шардоне из маленьких бутылочек 0,33. Главного продюсера Никиту Михалкова представляла его любовница Мария Лемешева, заметно постройневшая и ставшая блондинкой.
Хабенский, по собственному признанию, сам играющий на любительском уровне, главную идею драмы выразил так:
- Когда они садятся за шахматную доску - это как боксеры на ринге, и не важно, кто перед ними. Важны сам момент боя и то, как они идут к своей цели. Виктор Корчной пожертвовал семьей, страной, стал изгоем, для того что выйти и сразиться за шахматную корону уже со стороны другой страны. Это не просто игра, это не просто фигуры. Это люди, которые играют в эти фигуры!
«Взял корону - держи!»
Эту фразу взволнованный Леонид Брежнев произнес при награждении Карпова орденом за победу над «предателем» Корчным. Матч за мировую шахматную корону 1978 года был и остается самым скандальным в истории. И самым политизированным.
На самом деле война между этой парочкой началась еще в 73-м году. В Ленинграде прошел межзональный турнир, где неожиданно для всех Анатолий разделил 1 - 2-е места с главным фаворитом - Корчным. А потом два «К» сошлись в финале претендентского цикла. И Карпов выиграл матч со счетом 3:2 при 19 ничьих.
Разъяренный Корчной стал раздавать налево и направо «разоблачительные» интервью, за что стал на год невыездным, лишившись заработков. И в 1976 году, после турнира в Амстердаме, попросил политического убежища в ближайшем полицейском участке.
Шахматная федерация СССР устроила «предателю» тотальный бойкот: советские шахматисты отказывались ехать на любые соревнования с участием Корчного. Это стоило Виктору Львовичу участия в четырех десятках турниров. Но в следующем чемпионском цикле «претендент» (его фамилию в советской прессе писать было запрещено) разгромил одного за другим трех советских гроссмейстеров - Петросяна, Полугаевского и Спасского. И вышел на чемпиона мира - на Карпова.
К матчу в Багио советская делегация подготовилась основательно. С Карповым приехали гроссмейстеры Таль, Балашов и Зайцев, а по телефону из Москвы ему помогала вся олимпийская сборная СССР по главе с Петросяном. В разгар каждой партии Анатолию передавали особый «кефир», после которого, по словам Виктора, тот играл «как заведенный». Загадочный экстрасенс Зухарь сидел в зале на первых рядах и «путал Корчному мысли». А вдобавок ко всему Карпов без предупреждения отказался пожимать сопернику руку!
По тогдашним правилам матч длился до шести побед. В напряженной борьбе при бессчетном количестве ничьих Карпов вышел вперед со счетом 5:2. Однако моральные и физические силы его были настолько подорваны, что он хотел только одного - чтобы это все поскорее закончилось.
- Игра у Карпова не шла, что-то сломалось в его прекрасном шахматном дизеле, - писал журналист Штейн. - Почти классический стиль художника не только потерял свой обычный блеск - он деформировался под тяжестью того давления, которому его подверг коллектив: отточенная техника отупела, точное прогнозирование сменилось зияющими провалами, и в какой-то момент чемпион начал пожирать себя сам.
И начался кошмар: Анатолий проигрывает 28-ю, 29-ю и 31-ю партии! Счет стал 5:5.
- Ох что творилось в советском лагере, - вспоминал Корчной. - Высокие официальные лица из СССР, приехавшие на официальный банкет по случаю завершения матча, уже давно здесь, в Багио, а банкета все нет!
И здесь великолепный ход делает председатель нашей шахматной федерации космонавт Севастьянов. Он предлагает взять тайм-аут и везет Анатолия в Манилу на матч баскетбольной сборной СССР. Вернувшись окрыленным, Карпов громит соперника и защищает свой титул.
Именно после этого и произнес свою крылатую фразу дорогой Леонид Ильич, у которого, как вспоминал доктор Чазов, случился микроинфаркт.