Шевельков обратился к Татьяне Тарасовой: «Сама бы встала на коньки, мы бы посмотрели. Критиковать мы все можем»
- Я слишком много про ту помойку уже сказал. Вы даже не представляете, насколько я не люблю этот фильм, - обреченно вздыхает наш собеседник, понимая, что без упоминания «Гардемаринов» нам не обойтись. - Ну был и был… Из хорошего - только наша дружба с Димой Харатьяном и Сергеем Жигуновым. Я был известен и до «Гардемаринов». Какие шансы Светлана Дружинина мне дала? Наоборот - все отобрала! Это мы Светлане Сергеевне дали шанс проявить себя, согласившись у нее сниматься и сумев стать командой. Это была самая большая ее победа. А когда наше трио развалилось, все последующие «Гардемарины» были уже не те - все об этом говорят. Дружинина молодец, что нашла деньги на фильм. Но это не ее сбережения, а государственные - умеет договориться, приспособиться. Я не умею. За всю жизнь от государства ничего не получил, кроме учебы во ВГИКе. Правда, родителям бесплатно досталась квартира в Питере, где я поселился со своей семьей. Понимаю, что иногда нужно смолчать, но не могу и говорю, что думаю. Совсем я не дипломат. Но жизнь меня подкорректировала. Пять лет назад я сильно изменился. Точнее, стал иначе к людям относиться. Меня предал друг. Теперь я чихать хочу на многое.
- С однокурсниками не общаетесь?
- Наверное, мы могли бы пересекаться, если бы они в профессии состоялись. Но, увы, особо никто себя не проявил. Наташа Вавилова подавала большие надежды, снявшись у Меньшова в фильме «Москва слезам не верит», но не сложилось и у нее. Нервная у нас работа, не для всех.
- Нерадостно восприняли желание дочки пойти на актерский?
- Это ее выбор. Я никогда не давил на детей. Как и моя жена. Саша поступила во ВГИК, решила переехать из Питера в Москву. Я - с ней. А жена Ирина осталась. Там собака и теща, за которыми нужно ухаживать. Сын Андрей в Москву еще раньше меня переехал. Отдельно живет, юрист, горжусь им. Саша, уверен, тоже ни один повод для гордости даст. Верю в ее звезду и работоспособность, в ее шансы, которые она сможет правильно использовать.
- Сама поступила?
- Я не помогал. Делать протекцию считаю неправильным. Дочке-художнику ты можешь краски подарить, а рисовать она должна сама. Конечно, Саша может спросить моего профессионального совета, и я ей его дам. И если у меня появится для нее роль - позову на кастинг.
- Не жалеете, что переехали в Москву? В Санкт-Петербурге совсем другой темп, атмосфера, дышится иначе…
- Жалею, конечно, но в Москве все деньги. Это город для реализации, а не для жизни. В Питере у меня хорошая квартира, в столице снимаю жилье и занимаюсь карьерой. Чтобы в Москве у меня был тот уют и сервис, как дома, нужно зарабатывать огромные деньги. Так что довольствуюсь самым необходимым.
- Тяжело, наверное, быть в браке на расстоянии?
- Мы с Ирой больше 30 лет вместе. Она моя опора и любовь. Сразу понял, что это моя единственная. Я не поддерживаю коллег, которые часто меняют жен. Это подлость какая-то. И без штампа жить нечестно. Это недовоспитанность мужчины - выбирать сожительство без регистрации брака. Они не хотят брать на себя ответственность. Если женщина уверяет, что ей все равно, думаю, она недоговаривает. Мужчина должен понимать: если он метит женщину, он должен за это отвечать!
Откушенный палец
- Чем сейчас заняты ваши творческие мысли?
- Для НТВ снимаю. Может, не в тех условиях работаю, как хотел бы. Значит, не умею дружить. А вообще я делаю хорошие картины. Могу из дерьма конфетку слепить, потому что честно работаю. Вот у нас и рейтинги большие! Я в 18 лет, когда в «Приключениях принца Флоризеля» снимался, понял, что хочу быть режиссером. Олег Даль со мной работал. Талантливый человек. Был мне очень симпатичен. Он у нас во ВГИКе преподавал и горячо интересовался, чем живет молодежь - не хотел отставать, выглядеть человеком другой эпохи. При этом Даль был погружен в себя, горел внутри от личной неустроенности, отсутствия внутренней гармонии.
- Могли бы, как журналист и театровед Ольга Любимова, министром культуры стать? Или, как многие актеры - Хабенский, Миронов, Машков, Апексимова, Безруков, - возглавить театр?
- Знаний и опыта хватит, а умения жить (то есть связей) - нет. Я не царедворец. Это отдельный талант, которым я не обладаю. Ему не научишься.
Театр в моей жизни никогда не присутствовал. Сейчас есть предложение стать режиссером одной антрепризы. Не буду вдаваться в подробности, чтобы не спугнуть удачу. Там и роль для меня есть. Сейчас в целом мало работы для режиссеров. Режиссура вычерпнута, актеры страдают. Режиссеры находятся под гнетом продюсеров, которые экономят на производстве.
- Но хорошее кино все же у некоторых получается. Я от «Текста» Клима Шипенко в восторге. Сериал «Коса» - просто шедевр в плане операторской работы и работы художника-постановщика. «Инсомния» получилась небанальной и очень трогательной.
- То, что я видел в последние годы, включая картины Звягинцева, все равно до уровня картин «В бой иду одни «старики», «Маленькая Вера» не дотягивает. Кругом один хайп - в кино, в театре. Больше брать нечем. Сомнительная ориентация, полностью обнаженные актеры... Гнусно! В советское время это все запрещали - и правильно делали! Однажды я написал в соцсети: «У меня не один первородный грех, а два: я русский натурал». Как меня в ответ ругали! Писали, что я шовинист. На что я ответил: «Идите в жопу, я живу в своей стране, и праведно». Я никого не сужу, у каждого своя жизнь. Но всепоглощающий хайп разрушает людей. И мне не жаль тех актеров, которые снимаются в картинах на потребу дня. И не жаль стариков, кто ровно сидит и просто ждет работы в театре. А молодых, кто не может пробиться, очень жаль.
- Вот Алек Болдуин, 63-летняя голливудская звезда, до сих пор востребован. Отец семерых детей. Куча наград, номинация на «Оскар». Одним словом, настоящий профи. И вдруг этот профи случайно застреливает оператора на площадке, потому что патроны почему-то оказались боевыми. Это непрофессионализм, «пора на пенсию» или что?
- Болдуин был и продюсером картины, на съемках которой произошла трагедия. А значит, должен был отвечать за оружие, как и за все остальное. Но, видно, экономили на площадке. Теперь его могут и посадить. Когда я снимаю, все тщательно проверяю. В любой драке покажу актеру, куда может попасть нога. Кино - это травмоопасное занятие. Когда я 36 лет назад снимался в ленте «Поезд вне расписания», в сцене, где тепловоз догоняет поезд, случилась реальная катастрофа: один не нажал на тормоз, второй нажал, догнал и ударил. У меня было сотрясение мозга, на время потерял зрение, речь. Если бы я кому-то сказал, что случилось на самом деле, заявление написал, ответственному за съемки дали бы срок. Я его спас, сообщив, что все хорошо, я здоров. Был другой случай. В 90-е, когда я снимал рекламные ролики. Пригласили на площадку дрессировщика с медведем. И что-то пошло не так - медведь оторвал дрессировщику палец. Я ждал большой разборки, но все сказали, что дрессировщик сам дурак, во всем виноват. Что удивительно, коллеги этого дрессировщика его осудили. Он не соблюдал технику безопасности и подвел их цех больше, чем меня или себя.
- Покалечиться можно на любых съемках. В том же «Ледниковом периоде», сколько его помню, без травм никогда не обходилось.
- Съемки в этом проекте - одно их самых тяжелых испытаний в моей жизни. Но с точки зрения человеческого общения - это божественные воспоминания. Хотя Тарасова все время ругала нашу с Ирой Лобачевой пару. Не сложились у нас с ней отношения. Вот сама бы встала на коньки, мы бы посмотрели. Критиковать и судить мы все можем. Пусть Татьяна Анатольевна покажет класс, тряхнет стариной, докажет, что и в 75 лет может кататься.
- Зачем вы так? Она ведь в инвалидном кресле передвигается.
- Мне Этери Тутберидзе и ее девочки сейчас очень нравятся. Крутой тренер! Делает волшебство на льду. Хочется ей пожелать долголетия и чтобы кто-то из ее девочек и в 25 лет мог выигрывать.