Народный артист России Сергей Никоненко участвовал в выпусках передачи «Пусть говорят», посвященных смерти актрисы Валентины Малявиной. Актриса страдала от алкоголизма. В интервью «ЭГ» Сергей Петрович рассказал, как он спасал от верной гибели своих пьющих коллег.
– Сергей Петрович, вы ведь знали Валентину Малявину. Какой она была?
– С Валентиной я снимался в фильме «Красная площадь» в 1970 году. Валентина была очень красивая, трепетная и трезвая. Я даже не мог подумать о том, что она выпивает. А вот то, что ее близкая подруга Инна Гулая страдает от алкоголизма, об этом мне было известно. Однажды, после премьеры в Доме кино, Инна Гулая упала прямо в снег, и я взял ее на руки и понес к трассе – ловить машину. С нами был и ее муж Геннадий Шпаликов. Но он был не в состоянии нести пьяную жену. После премьеры был банкет в ресторане, и Инна на моих глазах выпила всего немного и сразу опьянела. После самоубийства Гены Инна продолжала пить. Она приходила ко мне и просила денег. На мой вопрос: «На водку?» – утвердительно махала головой. Я давал деньги…
– О вашей раскладушке в квартире на Арбате, на которой спал даже Никита Михалков, ходят легенды. Кто ходил за водкой, когда намечалось застолье?
– Однажды за водкой послали выдающего драматурга Александра Вампилова. Его привел Василий Шукшин. Был у меня тогда и Николай Рубцов. Сразу скажу, что избежал главного порока артистов – пьянства. У меня очень строгая жена Катя. Однажды я пришел домой навеселе, не мог найти выключатель, и Катя взяла со стены шашку и сказала: «Еще раз таким придешь – зарублю». С тех пор я завязал. Могу на праздник выпить рюмочку, не более того.
– Кого вы еще носили на руках, кроме Инны Гулая?
– Михаила Задорнова. Его привел ко мне его друг Володя Качан. Но тогда Задорнов был никому не известный. Потом Задорнов мне сам рассказал, как я нес его в стельку пьяного. Качан был рядом, но такой же «хороший», как и Задорнов. Очень жалею, что заснул в тот вечер в поезде, когда заставили выйти на станции за хулиганство Александра Адбулова и Сергея Гармаша. Мы вместе ехали в поезде из Минска, когда милиция их высадила в Смоленске. Но поскольку все анекдоты своего соседа по даче Саши Абдулова и все истории Сергея Гармаша я знал наизусть, то не остался с ними пить чай, а ушел спать. Если бы я был рядом, то уговорил бы милицию (все-таки милиция меня любит) не наказывать Абдулова и Гармаша.
– Александр Абдулов тоже злоупотреблял?
– Саша был алкоголиком. Но это нисколько не умаляет его актерский талант. Если бы не пил, не курил, не умер бы так рано. Да, сколько их покинуло нас из-за алкоголя! Моя однокурсница – красивая, гениальная Татьяна Гаврилова – спилась и умерла в психушке в 61 год. Сергей Герасимов называл ее «наш Чаплин».
– Вы дружили с Василием Шукшиным, который тоже страдал от алкоголизма и рано умер. Что вы думаете о конфликтах в семье его вдовы и дочерей?
– Василий Макарович (он был старше меня) частенько спал на моей раскладушке, потому что ему негде было жить. Я снимался у Василия Макаровича и снимал его дочек в своем фильме «Птицы над городом», и дружил с этой семьей… Нет слов, чтобы описать мое недоумение по поводу конфликтов между сестрами Машей и Олей, и других скандалов, связанных с Лидией Николаевной. Лида – моя однокурсница. Забавно, что на одном курсе училась и вторая жена Шукшина – Лидия Чащина. Василий Макарович часто сидел в нашей аудитории из-за Лиды Чащиной. Не буду повторять историю с доносом, который написала на своего мужа в партком ВГИКа Лидия Чащина, но могу сказать, что страсти у нас бушевали нешуточные.
Источник фото: Борис Кудрявов