Роман с Верой Холодной и галлюцинации: правда и ложь в сериале «Вертинский»
Картину «Вертинский» действительно нельзя назвать автобиографической хотя бы потому, что она охватывает лишь часть жизни артиста. В истории Смирновой не нашлось места для увлекательного киевского детства будущей знаменитости (а ведь известно, что Александр Николаевич, будучи мальчишкой, так довел родную тетку, что та выгнала его из дома), не описан в сериале и московский период жизни шансонье, в котором он ничуть не отставал от Маяковского, увлекшись футуризмом, и познакомился с поэтом Игорем Северянином, которого позже с огромной долей сарказма описал в своих мемуарах.
Но история, показанная на экране, по законам кинематографа должна иметь крепкий драматургический костяк и укладываться в хронометраж, так что сценаристы были вынуждены подходить к биографии артиста творчески. Пришлось додумывать, «раскручивать» те факты, что действительно имели место быть, а также создавать «собирательные образы» некоторых персонажей, которые вполне могли бы появиться в жизни шансонье.
Сериал получился «живой и настоящий», но спал ли на самом деле Вертинский с актрисой, женой русского офицера Верой Холодной? Об этом факте сам мэтр в своих записях предпочитал умалчивать, Холодную описывал отстраненно, да и о Марлен Дитрих говорил не много, хотя вполне вероятно с ней-то его действительно связывала не только дружба — чего стоит только песня «Марлен». Тем не менее сериал пестрит интимными сценами, которые многим зрителям показались чрезмерно откровенными. Критики же уверены, что этот сексуальный размах лишь лучше очерчивает личность главного героя картины.
Еще одна обсуждаемая сцена — видение Пушкина в трамвае, с которым столкнулся поэт Константин Агеев в результате наркотического опьянения, — в биографии Вертинского описана тоже иначе. На самом деле «солнце русской поэзии» явилось самому шансонье, когда тот употребил очередную дозу кокаина.
Несостыковки есть и в эпизоде, описывающем попадание артиста в поезд с ранеными. По сюжету сериала Вертинского просят передать какой-то документ в один из вагонов, но поезд вдруг трогается, а остановок больше нет... На самом же деле отправление санитарного поезда шансонье готовил сам и вполне осознанно поехал на фронт.
Открытие кабаре «Черная роза» в Константинополе — один из эпизодов, который сценаристы существенно переработали. В сериале главному герою помогает колоритный импресарио в исполнении Сергея Роста, на деле же открытию заведения, согласно мемуарам, поспособствовал Нуриддин-бей — бывший турецкий дипломат в России.
В восемь серий не уместились ни гастроли по Ближнем Востоку, о которых Вертинский много писал, ни выступления в Бессарабии в румынский период, на которых шансонье отчаянно скучал по недосягаемой родине. Зато много внимания создатели картины уделили браку Александра Николаевича с первой супругой.
О той женщине настолько мало чего известно, что сценаристы переселили ее в Париж, а еще «навязали» роман с красивым преступником, позже казненным на гильотине. Супруге же достались и самые откровенные постельные сцены — любопытно и остро. Впрочем, Вертинский с ней быстро развелся, благородно оставив свою фамилию и денег на жизнь.
Немало труда вложено и в сцену знакомства шансонье с Марлен Дитрих. Реальный певец писал, что впервые встретил артистку в кабаре «Казанова», где пел, но это событие не показать так зрелищно, как случайную встречу в парке. В пятой серии картины Дитрих сидит на скамейке и поедает багет, а случайно проходивший мимо Вертинский, познакомившись с дамой, тут же ведет ее на рыбный рынок, где предлагает насладиться свежесваренным буйабесом.
Из Америки сериальный Вертинский едет в Шанхай. Якобы просто на гастроли, с которых из-за геополитической обстановки никак не может вернуться в Штаты, где его уже ждут на съемках. На деле же артист США просто ненавидел. Раздражало его, судя по мемуарам, вообще все — и еда, и нравы, и быт. К тому же никакого смысла возвращаться он не видел — кино обрело звук, а говорить по-английски Вертинский не мог, так что Голливуду оказался не особо нужен.
Есть в «Вертинском» и несуществующие в реальности персонажи. Поэт Константин Агеев, лучший друг главного героя, — выдуман от и до. Этот герой призван показать зрителю, что же происходит в России, пока Вертинский скитается в эмиграции, и как могла бы сложиться судьба шансонье, останься тот на родине.
Александра Бурковская, экс-командир белогвардейского отряда, завербованная НКВД, собрана сценаристами из двух реальных знакомых артиста — генерал-лейтенанта Якова Слащева-Крымского, который также «метался» от «белых» к «красным», чем поражал Вертинского, и актрисы Ярославской оперетты Бурковской, участницы эсеровского восстания в Ярославле в 1918 году.
Аккомпаниаторов, работавших в эмиграции вместе с Вертинским, было на самом деле двое, а получился один — Михаил Поляков. По сюжету пианист погибает от рук фашистов, что показывает зарождающийся в Германии нацизм.
Вертинский действительно поддерживал отношения с советскими дипломатами, за что его недолюбливали эмигранты, считая шпионом (которым он не был). Эту сторону его жизни в сериале раскрывают выдуманные Егор Бочуров и Мира. Артист стремится любыми способами вернуться в Россию, но Бочуров оказывается вовсе не тем, за кого поначалу себя выдает...
Показанные зрителям Елена Павловна и Таня раскрывают экранного Вертинского как мужчину, который и в реальной жизни любит женщин, знакомится с ними и пытается завести отношения, даже если жизненные обстоятельства совершенно к этому не располагают.