Поэт хотел излечиться от наркозависимости в Сибири
Галина УРВАЧЁВА |
Поэт хотел излечиться от наркозависимости в Сибири
25 января в день рождения великого русского поэта Владимира ВЫСОЦКОГО в Государственном культурном центре-музее (ГКЦМ) открылась новая экспозиция, рассказывающая о последнем годе его жизни. На ней представлены уникальные документы, редкие вещи и предметы, связанные с Владимиром Семеновичем, его близкими людьми, друзьями. С Главным хранителем музея Галиной УРВАЧЕВОЙ побеседовал Борис КУДРЯВОВ.
- Последний год жизни Высоцкого и его смерть как бы окутаны завесой тайны. Так, по крайней мере, трактуется во многих публикациях, - рассказывает моя собеседница. - Но, несмотря на не слишком хорошее самочувствие, Высоцкий очень много работал, выступал с концертами. И главным на нашей выставке являются факты. Мы ничего не трактуем, не комментируем. Любые рассказы, воспоминания всегда вторичны и субъективны.
Сын поэта, директор ГКЦМ Никита ВЫСОЦКИЙ |
Подлинные рубашка и джинсы ВЫСОЦКОГО |
Торговать им кощунственно
- За такие документы любой «высоцковед» отдал бы, наверное, полжизни?- Как ни печально, но существует отчуждение так называемых «высоцковедов» от музея Высоцкого. Наверное, фанатичная любовь к своему кумиру порождает стремление лично владеть всем, что с ним связано. Наша же задача, как единственного на сегодняшний день учреждения государственного толка, собрать и сохранить для истории и, как это ни пафосно звучит, для потомков все, что связано с именем Высоцкого. - А как Вы относитесь к факту продажи, причем за немалые деньги, на аукционах рукописей и даже личных вещей поэта? - «Торговать» Высоцким вообще кощунственно! Хотя те люди, кто его «продают», законов не нарушают. По моему мнению, наследие такого художника должно принадлежать всем. Музей, конечно, не в состоянии выкупить за сумасшедшие деньги все, что выставляется на аукционах. Больше того, те люди, которые этим занимаются, музею ничего и не предлагают. Но кое-что мы все же приобретаем. И исследовательско-поисковая работа нами ведется постоянно.- Что за гитара представлена в экспозиции?- Настоящая гитара Высоцкого из его квартиры на Малой Грузинской. Выступал он с ней неоднократно и в разных аудиториях. Имя мастера пока под вопросом. Мы предполагаем, что это Александр Шуляковский. Документального подтверждения, правда, нет. - А голубая рубашка, батник, как их тогда называли, тоже принадлежала Высоцкому?- Конечно. В этой рубахе, кстати, он много снимался. В семидесятые годы такие батники были по Москве очень распространены. Но вот в такой, импортной, с множеством карманов, щеголяли немногие. Жаль, что этикетки на ней не сохранилось.
Публикация во французском журнале Пари матч. 1980 год |
1969 год. На квартире у московского корреспондента французской Юманите Макса ЛЕОНА. В центре - Марина ВЛАДИ |
Заявление в ОВИР |
Опальный журнал Метрополь |
Интерьер гостиной в квартире ВЫСОЦКОГО |
Гитара ВЫСОЦКОГО |
Счета за телефонные переговоры |
Последнее стихотворение ВЫСОЦКОГО |
Рукопись поэта |
Рукопись поэта |
Рукопись поэта |
Документы из выездного дела Высоцкого |