Выходец из простой семьи Петр Щербаков никогда не был классическим красавцем. Тем не менее актера часто звали сниматься в кино, в том числе именитые режиссеры.
Судьба не баловала Петра Ивановича главными ролями, но он запоминался в любых – будь то капитан Студзинский в «Днях Турбиных» или Бубликов в «Служебном романе». В самом деле, кто не знает Бубликова? А ведь эта эпизодическая роль – без единого слова. Актер был исключительно обаятельным человеком, и поклонницы не давали ему прохода. Личная жизнь артиста оказалась довольно бурной.
Петр родился 21 июля 1929 года в деревне Поздняково Калужской губернии. После войны его семья перебралась в Москву, Щербаков пошел работать на ЗИЛ и учиться в автомеханическом техникуме. Последний Петр окончил с отличием, без экзаменов перешел во ВТУЗ. В свободное от работы и учебы время Щербаков начал посещать драматический кружок, куда его заманили сестры. Как-то, гуляя, будущий актер случайно забрел в ГИТИС, взял и попросил кого-то из педагогов:
- Пусть ваши специалисты меня посмотрят. Если для театра не гожусь, так и скажите. Я не Катерина, в Волгу не брошусь!
Петра приняли, причем сразу на второй курс, поскольку когда Щербаков оказался в ГИТИСе, набирали только на режиссерский факультет. После окончания учебы Петр был на три года направлен в Германию в Театр группы советских войск. Вернувшись, в разные годы служил во МХАТе и в «Современнике».
В кино Щербаков дебютировал в 1956 году, а прославился в 1958-м после выхода на экраны фильма «Добровольцы». В нем Петр сыграл центральную роль метростроевца Славы Уфимцева и спел легендарную «А годы летят».
Незадолго до этого во время съемок другой картины – «Страницы былого», которые проходили в Одессе, – актер познакомился с балериной по имени Светлана и женился на ней. Однако вот беда – после окончания съемок Щербаков вернулся в Москву, а молодая жена покидать город у Черного моря не захотела. Брак распался.
Во второй раз Петр Иванович женился на представительнице вполне земной профессии, его супруга Нина была инженером. Она очень заботилась о муже, даже в театр приходила – кормила благоверного бутербродами. А потом неожиданно тяжело заболела и умерла. Щербаков остался вдовцом с трехлетним сыном Андреем.
Новой избранницей артиста стала Галина Лиштванова, она была моложе Щербакова на 14 лет. Начинала в «Современнике» билетером, а дослужилась до старшего администратора. В ЗАГС пара не ходила, Галина просто переехала к Петру Ивановичу и начала, как о родном, заботиться о маленьком Андрюше, а потом родила дочь Ольгу. Актер был очень комфортным в быту – мог и гвоздь забить, и борщ сварить, Галина чувствовала себя счастливой. Однако выяснилось, что пока женщина находилась в роддоме, Щербаков успел закрутить новый роман.
– Выписавшись из роддома, я собрала вещи и ушла, решила, что не нужен мне такой изменщик. Правда, потом сильно пожалела, думаю, что и Петр тоже переживал, - признавалась Лиштванова «Экспресс газете».
После расставания Петр Иванович исправно платил алименты, официально удочерил Ольгу, но девочка осталась на фамилии матери. Галина в душе надеялась, что неверный возлюбленный будет просить прощения, звать ее назад, но так и не дождалась раскаяния и уговоров. Щербаков снова женился официально – на своей поклоннице Валентине Бекетовой. Ей уже стукнуло 50, третья жена была старше артиста на три года и работала директором ресторана в Доме дружбы народов. Говорили, что Валентина была дамой состоятельной и делала мужу дорогие подарки.
Отношения с дочерью Ольгой у Щербакова так никогда и не сложились, артист с ней не общался, хотя в театре поговаривали, что он неоднократно порывался наладить контакт. Поцеловала отца Ольга единственный раз – когда он уже лежал в гробу.
– У Петра шалило сердце, он вечно был в делах: много снимался, играл в театре, да и еще занимал должность парторга, – рассказывала «Экспресс газете» одна из коллег актера.
Петр Иванович умер 16 марта 1992 года, всего на 12 дней пережив ближайшего друга Евгения Евстигнеева. Щербакову было всего 62, его похоронили на Ваганьковском кладбище. Сын Андрей на похоронах не присутствовал – он уехал в Америку, где довольно успешно начал выступать на Бродвее.