На 94-м году жизни умер выдающийся режиссер Владимир Наумов. Сегодня его представляют как мужа актрисы Наталии Белохвостиковой, но десятилетиями Наталия Николаевна с гордостью считала себя «женой Владимира Наумова». Они прожили счастливо много лет, воспитали дочь Наташу и приемного сына Кирилла.
Владимир Наумов болел и не выходил из дома. Хотя до болезни он охотно общался с прессой и с юмором относился к своей старости и недугам. В одном из последних интервью Наумов рассказал корреспонденту «ЭГ», что «несчастья прямо валятся на него как снежный ком».
– Владимир Наумович, поздравляем вас с орденом Почета. Какой по счету орден?
– Нечего меня поздравлять. Более 50 лет назад мне дали знак Почета, и вот сейчас орден Почета. А между знаком и орденом у меня 50 наград, в том числе высший орден России «За заслуги перед Отечеством» II степени. А сейчас мне дали самый низший орден. Министры культуры в России меняются, их помощники тоже меняются, – и никто ничего не знает, что было до них. Видимо, в этом списке награждений у них образовалась дырка? Так что поздравлять особо не с чем – засунул коробочку с орденом в карман и пошел домой. Правда, поскользнулся в коридоре министерства культуры и, боюсь, ногу подвернул. Причем и до этого у меня была поврежденная нога, и вот второй раз оступился.
– Что же вы так неосторожно!
– Вспомнил выступление нашего балета в Италии. Я тогда работал с Тонино Гуэрра в Италии, и мы пошли на спектакль советских артистов балета. На спектакле произошел ужас – все наши балерины и балеруны стали падать…Видимо, пол этого театра натерли воском или чем-то другим скользким. Вот такой был балет! Хохотали…
– А в метро вы ездите?
– Если же на ровном месте падаю, то куда мне в метро? А еще руку сломал перед церемонией награждения государственными наградами. Зато теперь я полный Георгиевский кавалер. Со сломанной рукой и травмированной ногой. Смешной старик, увешанный наградами.
– В принципе как относитесь к наградам?
– Когда был молодым, к наградам относился с трепетом. А потом увидел, кому и дают, как и почему, – увидел в этом несправедливость. Например, Андрей Тарковский не был народным артистом СССР, а должен был им быть. А в принципе получать ордена приятно. Оказался в компании молодых, и сам омолодился. Вокруг бегают – молодые, красивые, радостные, и я заодно стал радоваться. Да и орден очень красивый. Неважно, что он у меня уже есть. С этим орденом вспомнил орден «Знак почета», который мне вручили в 1971 году. Забавно, что сегодня со мной орден получал один художник, у которого борода покрывала все его лицо, и с ней он похож на первобытного человека. Все лицо в волосах, из которых клюв растет. У меня хотя бы бороды нет.
– Ваша супруга, Наталья Белохвостикова, наверняка улыбнулась, когда вы поехали в министерство культуры за вторым орденом Почета?
– Наташа улыбнулась. У нас с ней два ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Правда, у меня еще есть и второй степени. Наташа говорит, что «некуда ставить награды». У меня есть мастерская – я ведь еще и художник, вот там все статуэтки, коробки с орденами и хранятся.
– Неужели между орденом «Знак Почета» и орденом Почета совсем нет различий?
– Выбросили одно слово из названия, а могли и прибавить, например орден большого Почета, – вот и вся разница. Глупость на глупости, парадокс на парадоксе – вот вам наша горемычная Россия.
– Вместе с вами замечательный артист Станислав Любшин получил орден Дружбы. Вам нравится артист Любшин?
– Кому Любшин не нравится? Но он заслужил большей награды. Наверняка, ему дали орден Дружбы по той же причине, что и мне орден Почета?
– Каким орденом, статуэткой вы дорожите больше всего?
– Аполлоном. Эту награду мирового парламента лично вручал мне сам министр этого парламента. Что-то они на меня, под конец жизни, налетели с орденами.
– Какой из ваших фильмов на Западе пользуется наибольшим успехом? Возможно, «Тегеран-43» с участием Ален Делона?
– А черт их знает! Запад ведь разный. И Запад меняется – сильно меняется. В тот момент, когда был сделан фильм «Тегеран-43» (1980 год) мы были в хороших отношениях с Европой. В Венеции мы получили награду «За лучшую режиссуру». Замечу, что важна не сама награда, а важно – с кем ты боролся. Наш фильм в Венеции конкурировал с фильмами Куросавы, Алена Рене, Витторио де Сика. Феллини мне сказал, что «я получил самый лучший приз – «За режиссуру», ибо выше этой награды ничего нет». Хочу подчеркнуть – когда говорю «я», это значит, мы с Аловым – до 1983 года (режиссер Александр Алов – постоянный соавтор Владимира Наумова).
– Владимир Наумович, снимаете ли вы сейчас фильмы?
– Начал снимать, но денег нет. Сейчас за деньги – яростная борьба не на жизнь, а на смерть. А я еще пожить хочу.