Актер театра и кино Андрей Бурковский большими буквами известил своих поклонников о возвращении в труппу МХТ имени Чехова. Две недели назад он гордо покинул прославленный театр, которым правил режиссер Сергей Женовач и который перестал был быть для него домом (так он сказал в интервью каналу «Скажи Гордеевой»), а с приходом на пост худрука актера Константина Хабенского пожаловал обратно.
В коротком перерыве он успел радостно отреагировать в своем «Фейсбуке» на воцарение Константина Юрьевича и между делом назвать его «своим другом». Так «легли карты» (иначе не назовешь), что некогда скромный актер (бесспорно, хороший, бесспорно, известный), но все же не настолько знаменитый, как тот же Хабенский или Машков, стал «героем дня».
Его цитируют, за ним в его родной город Томск едет журналист Гордеева (конечно, имеет право), им восхищаются. Большого героизма в том, что востребованный артист – сын богатых родителей (крупных рестораторов) – написал заявление об уходе из театра, где ему было не совсем комфортно (о притеснениях никто не говорил), тем не менее он – герой. «Злые языки» шепчут, что «Бурковский знал о том, что Константин Хабенский придет к власти, и сделал такой трюк».
О том, что Хабенский не прочь занять место Сергея Женовача, подозревали с той самой весны 2018 года, когда Сергей Васильевич занял пост худрука МХТ имени Чехова. Любопытно, что Женовача выбирали в кабинете бывшего министра культуры России Владимира Мединского все худруки крупных театров страны. Мединский в экстренном порядке пригласил руководителей театров на совещание, и в результате выбор пал на руководителя СТИ. С первых дней своего руководства Женовач самым решительным образом разгонял фаворитов Олега Табакова: потребовал написать заявление об уходе от «серого кардинала театра» - очень непростой дамы Ольги Хенкиной – и создавал театр, исходя из своих представлений об этом виде искусстве. Женовач, воспитавший плеяду выдающихся мастеров сцены, знает толк в актерах, и был справедливым в назначении их на роли. К слову, Андрей Бурковский в спектакле «Бег» получил одну из ведущих ролей, о которой можно только мечтать, – Голубкова. При этом Сергей Женовач все-таки вел себя как абсолютный король, которому достался главный драматический театр страны и которого в одночасье сверг другой король – более молодой, более популярный и, судя по всему, с большими связями на самом верху. Театралы в шутку говорят, что «еврейская мафия» привела к власти и Константина Хабенского в МХТ имени Чехова, и Владимира Кехмана на пост гендиректора МХАТа имени Горького.
Новый король Московского Художественного театра Хабенский начал свое руководство как добрый король-освободитель. Он вернул спектакль Константина Богомолова «Идеальный муж», в котором одну из главных ролей играет воспевшая в своих социальных сетях приход нового худрука Марина Зудина, отменил спектакль ученика Женовача Айдара Заббарова «Белые ночи» и, конечно, вернул Андрея Бурковского. Нетрудно догадаться, что возвращение комедии «Оскар Уайльд» – премьеры аж 2013 года – во многом назло Сергею Женовачу. В спектакле «Идеальный муж» играет много актеров, причем актеров с именем и с положением, да и режиссер Константин Богомолов – бывший фаворит Олега Табакова. Сергею Женовачу вряд ли все это приятно, хотя, быть может, именно сейчас он по-настоящему счастлив, что «избавился от театра с независимыми актерами». Андрей Бурковский прямо накануне ухода из МХТ заявил журналисту Гордеевой: «Я не подневольный, никто не может меня ограничить в свободе». Актеры Сергея Женовача в СТИ безоговорочно выполняют все требования режиссера: так их воспитал мастер.
С приходом к власти Константина Хабенского есть опасность, что будут отменяться спектакли, поставленные при Женоваче на средства федерального бюджета. Короли – королями, но деньги все же государственные, и отчасти народные. Есть такая опасность и в другом МХАТе – горьковском. Владимир Кехман уже отменил премьеру бывшего худрука «Чудесный грузин» – очень дорогую премьеру, поставленную опять-таки на деньги государства. До его прихода отменял премьеры и новый худрук Эдуард Бояков… Эдуард тоже пришел во МХАТ подобно приходу к власти Эдуарда Четвертого на английский престол во время войны Алой и Белой розы. Радикально сменил все вывески, репертуар и политику своей предшественницы – королевы Татьяны Дорониной. Выиграл войну, а вот теперь его портрет демонстративно срывает со стены МХАТа новый директор Кехман.
В «Ленкоме» много лет с успехом идет спектакль «Королевские игры» по мотивам пьесы «1000 дней Анны Болейн», и много в нем параллелей с театральным миром сегодня. Актер «Ленкома» Дмитрий Певцов, став депутатом, критикует политику директора театра Марка Варшавера и, судя по всему, тоже метит в худруки… Ждать еще одного короля?
Источник фото: Фото: Лариса Кудрявцева,Лариса Кудрявцева