Сегодня, 30 сентября, народной артистке России Вере Васильевой исполнилось 96. Она по-прежнему играет на сцене, гуляет по Арбату, покупает наряды и драгоценности в ювелирном магазине рядом с ее домом (живет актриса вблизи Дома актера), а время от времени выдает сенсации, как это было несколько лет назад с главой в ее биографической книге, посвященной сотрудничеству с Иваном Пырьевым, которого актриса обвинила в домогательствах во время съемок фильма «Сказание о земле Сибирской».
В интервью «ЭГ» Вера Кузьминична рассказала о подводных камнях и течениях актерской профессии.
– Вера Кузьминична, судя по сияющей улыбке, ваш творческий путь складывается удачно, не так ли?
– Пусть будет так. Но я не была любимой актрисой всесильного худрука Театра сатиры Валентина Плучека. Точнее, я была нелюбимой.
– Вы – лучшая графиня Розина в спектакле Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Как вы получили эту роль?
– Видимо, по счастливой случайности. Между прочим, один художник написал мой портрет в роли графини, и я подарила его своей крестнице.
– Почему не оставили у себя?
– В моей доме нет моих портретов – мне неуютно со своим портретом. Фото – другое дело. Андрей Миронов – чудо, которое мне посчастливилось узнать.
– Вы учились вместе с Ольгой Александровной Аросевой в театральном училище. Были подругами?
– Мы были с ней антиподами: я – тихая, незаметная, серая мышка, а Оля – блистательная, смелая, с большим чувством юмора. С Олей Аросевой всегда было весело, а со мной – скучно. Да, мы учились вместе в театральном училище, но внутренне сблизились во время работы в спектакле «Реквием» Романа Виктюка, где нас объединила Елена Образцова. К сожалению, и Оля Аросева, и Елена Образцова ушли из жизни. Олечка очень мне помогала в работе, она была настоящим другом, даже рыцарем. Оля защищала меня от Плучека.
– На ваш взгляд, важно ли актеру быть хорошим человеком?
– Для любого человека лучше быть хорошим, чем плохим, – лучше для него самого. А если говорить об актерской профессии, она очень эгоцентрична и жестока. Без похвалы, без влюбленности, без признания заслуг актеру жить очень тяжело. Поэтому невольно развиваются черты самолюбования, эгоизма. Мы слишком чувствительны и к обидам, и к радостям. Слишком сосредоточены на своей душе, своих переживаниях.
– Вы снимались в кино в его лучшие годы, и у великих режиссеров. Наверняка у вас есть любимые роли...
– Очень люблю свою первую роль – в фильме «Сказание о земле Сибирской» Ивана Пырьева. Признаюсь, что искренне жалею о том, что написала в книге об ухаживаниях Ивана Пырьева. Да, это было, но вспоминать это ни к чему. Любила и люблю фильм по рассказу Аркадия Гайдара «Чук и Гек», во многом потому что играла маму, а у самой у меня детей не было. Я люблю только те роли женщин, которые я бы хотела прожить. Пусть в этих судьбах будет и печаль, но та печаль, которая могла бы быть моей печалью. Далеко не любая роль может меня увлечь.
– Вам часто говорили комплименты?
– Хороших слов за долгую жизнь наслышано много.
– Расскажите, пожалуйста, о своем детстве.
– Я родилась на Чистых прудах. Мы жили очень скромно – в маленькой комнате общей квартиры. Жуткая ржавая раковина на кухне, и даже душа не было, не говоря уже о ванне. В квартире мыши, крысы. Зато очень хорошие родители, чудесные сестры, хорошие добрые соседи, которые во время войны подкармливали нас. Но сама жизнь была безумно трудной. Мама всю жизнь стирала, готовила, шила, и на ее лице была тревога. При этом – Московский Художественный театр, Большой театр, в которые я ходила с юных лет, и видела там бархат, люстры, красивых людей, и отсюда мое желание стать актрисой.
– Что вас радует сегодня, разумеется, кроме театра?
– Я живу на Старом Арбате, в замечательном доме рядом с Центральным домом актера. Около дома – чудесный садик, и я любуюсь растениями, разговариваю с ними. В жизни меня многое радует. С радостью хожу в другие театры, потому что люблю не себя в театре, а сам театр. Радуюсь, когда вижу хорошие спектакли, прекрасную игру артистов. Меня радует природа. Безумно люблю весну, лето, зиму и осень. Бесконечную радость доставляет мне внучка – дочь моей крестницы. Когда я смотрю на эту девочку, разговариваю с ней, испытываю величайшее наслаждение. Думаю: «Бог создал человека таким прекрасным, что же надо сделать такого, чтобы довести человека до зверя?» Я всегда любила детей, но издали.
– Вера Кузьминична, кого из собеседников вы можете назвать самым остроумным человеком?
– Александра Анатольевича Ширвиндта. Если прочтете его книги, полные нежности, любви к людям, с которыми прошла его жизнь, поймете – он не только остроумный, но и очень душевный человек. Он сохранил в душе чистую любовь к тем, кого когда-то полюбил. Казалось бы, такой красавец, преуспевающий, знаменитый, желанный, а еще удивительно добрый, удивительно трогательный. От того, что он сам такой искренний человек, в нашем театре очень доверительные отношения и хорошая атмосфера. Что и говорить, должность художественного руководителя – противная, но ему удается нести этот груз с наименьшими потерями для своей души, для театра, для актеров и зрителей.
Источник фото: Лариса Кудрявцева