25 сентября родился выдающийся режиссер, обладатель премии «Оскар» Сергей Бондарчук. Режиссер, актриса Наталья Бондарчук написала книгу о своем отце «Сергей Бондарчук. Лента жизни». Международную киношколу, которая успешно работает даже во времена пандемии, Наталья Сергеевна назвала школой Сергея Бондарчука.
В интервью «ЭГ» Наталья Бондарчук рассказала о том, почему Людмила Савельева, а не она, сыграла Наташу Ростову в экранизации романа Льва Толстого «Война и мир», почему ее родители (мама: народная артистка СССР Инна Макарова) развелись и почему сегодня в России нет режиссера уровня Сергея Бондарчука.
– Наталья Сергеевна, на основании своего большого опыта в кинематографе вы уже можете сказать о том, что вам передалось от вашего великого отца – Сергея Федоровича Бондарчука?
– Трудолюбие. В прямом смысле слова работаю круглыми сутками. Даже когда приезжаю на интервью на федеральные каналы, в маленьких перерывах даю конференции онлайн для слушателей международной киношколы имени Сергея Бондарчука. Мой единокровный брат Федор Бондарчук – тоже трудяга. Наш отец был пацифистом. На Великой Отечественной войне он понял истинную цену человеческой жизни и во всех фильмах боролся за жизнь, за человека, и я тоже стараюсь это делать в своих фильмах. Конечно, повторить масштаб и глубину гуманизма отца очень сложно, но стараюсь. Мой кинематограф более камерный.
– Наталья Сергеевна, расскажите, пожалуйста, о своей замечательной маме – народной артистке СССР Инне Макаровой. В книге о Сергее Федоровиче вы много пишете о маме.
– Моя мама в первую очередь была актрисой. Во время войны мама поехала в Алма-Ату, где находился в эвакуации ВГИК, чтобы стать актрисой, и поступила. Перед моей мамой стоял выбор: быть просто женой моего отца Сергея Бондарчука и ехать к нему в качестве жены, помощницы на фильм «Судьба человека», или же ехать в Ленинград, чтобы сыграть главную роль в фильме Алексея Германа «Дорогой мой человек». Такая сложилась ситуация. Мама выбрала роль, написанную специально для нее. А в это время папу осаждали женщины. Во время войны было потеряно много мужчин, и тут мой отец красавец. Отец обиделся на маму за то, что она выбрала кино. Но мама в фильме «Дорогой мой человек» сыграла свою лучшую роль. Мама до конца жизни любила Сергея Федоровича. Нередко она говорила мне: «Наташа, опять во сне видела твоего папку – он схватил меня на руки и понес». В последние два года жизни мама бесконечно говорила только о папе. Она в силу возраста многое забывала, но при этом помнила все стихи, песни и папу. Я не пыталась разубедить ее, хотя папа давно умер. Она смотрела на его портрет и разговаривала с ним, как с живым.
– После развода родителей отец принимал участие в вашем воспитании?
– Первые восемь лет своей жизни я находилась больше с папой, чем с мамой. В то время Инна Макарова была более востребованной, чем Сергей Бондарчук. Папа очень любил меня, много со мной занимался, особенно рисованием. У меня остались пейзажи, которые нарисовал папа. А когда родители расстались, я столкнулась с весьма неприятным явлением – отсутствием в моей жизни папы в течение целых пяти лет. Так сложились обстоятельства. Увиделись мы с папой уже тогда, когда мне исполнилось 13.
– В книге вы рассказываете о создании фильма «Война и мир», о замечательной игре Людмилы Савельевой. А ведь вы сами могли исполнить роль Наташи Ростовой, не так ли?
– Да, папа хотел меня пробовать на роль Наташи, но появилась Люда Савельева. Папа был в восторге от ее игры. Он вспоминал о Савельевой: «У Люды редкий дар становиться совсем другой, она очень чутка к необходимости перемен, грим, прическа делают с ним чудеса».
– Наталья Сергеевна, ваш отец – обладатель «Оскара» – видел перспективы в совместном с Западом кинопроизводстве и с удовольствием сотрудничал с зарубежными продюсерами и актерами. Причем все это было при «железном занавесе». Вы, создавая в мире киношколы имени Сергея Бондарчука, продолжаете его начинания?
– Сергей Федорович считал, что «кино – массовое и серьезное искусство, которое, прежде всего, должно служить обогащению духовного мира людей и укреплять мир». Папа говорил, что «кино – это хлеб насущный». Мой учитель Сергей Герасимов утверждал, что обучать на киноактера нужно так же же рано, как обучают артистов балета – с раннего возраста. Этому совету я следовала в своем детском театре «Бемби», которому уже более 30 лет. Замечу, что из театра вышла плеяда замечательных артистов кинематографа, о котором говорится со всех трибун, только нет реальной финансовой поддержки. Я подумала: «Почему бы не открывать киношколы, чтобы готовить будущих режиссеров детского кино, сценаристов, операторов?» Одна из первых стран, поддержавшая мое начинание, – Франция. 30 мая 2017 года в Париже, в российском духовном центре, мы с оператором Марией Соловьевой провели первое занятие нашей киношколы имени Сергея Бондарчука. Сегодня мы открыли более 20 киношкол, как в России, так и за рубежом.
– Какие дети на Западе обучаются в киношколах Сергея Бондарчука? Известно, что Франция – родина кинематографа, и вряд ли там есть недостаток в своих киношколах.
– В киношколах имени Сергея Бондарчука в основном учатся так называемые «билингвы». У этих детей кто-то из родителей, в основном мамы, – русский. «Билингвы» говорят на нескольких языках и хотят больше знать о культуре России. Театральных студий с русским направлением в мире много, а вот киношкол не было.
– Вы успешно работаете в детском кинематографе. В советское время отечественные сказки пользовались мировой славой. Фильмы наших сказочников – «Садко», «Золушка», «Новый Гулливер», «Илья Муромец» – получили награды на международных кинофестивалях. Что же теперь? Неужели мы разучились снимать сказки?
– Не разучились. Только деньги на сказки не дают. Обидно, что наша картина «Снежная королева» изначально не снималась в 3D – не было столько денег. Поэтому один мальчик, посмотрев фильм, сказал: «Наталья Сергеевна, а почему Герда ходила в шубке, а в бездну прыгает в платьишке?» Кстати, нашу «Снежную королеву» купили Япония, Китай и многие страны мира. А в России с прокатом было очень тяжело. Сейчас я снимаю новую сказку – «Двенадцать месяцев». Кстати, любимую сказку Владимира Путина.
– Наталья Сергеевна, если начистоту, помогает ли вам фамилия Бондарчук в творчестве?
- Не скрою, что фамилия отца помогает мне в работе. Если бы не авторитет моего отца, мне бы не удалось завершить «Снежную королеву» и многие другие фильмы. Но при этом фамилия папы не освобождает меня от ответственности. До сих пор должна вернуть деньги Фонду кино.
– В своей книге «Единственные дни» вы рассказали о страстной любви к режиссеру Андрею Тарковскому. Можно ли сказать, что он был вашей самой большой любовью в жизни?
– В настоящий момент моя любовь к Андрею Тарковскому приняла спокойные тона, но осталась преданность этому великому художнику. В моем доме много портретов как моего папы, так и Андрея. Моя самая любимая картина – «Солярис». День рождения Андрея Тарковского для меня такой же праздник, как день рождения папы.