Наталья Бондарчук впервые назвала настоящую причину развода родителей: «Моего отца осаждали женщины»

Наталья Бондарчук
Наталье Бондарчук теперь не до смеха: она боится выходить на улицу / Источник:
25 сентября родился выдающийся режиссер, обладатель премии «Оскар» Сергей Бондарчук. Режиссер, актриса Наталья Бондарчук написала книгу о своем отце «Сергей Бондарчук. Лента жизни». Международную киношколу, которая успешно работает даже во времена пандемии, Наталья Сергеевна назвала школой Сергея Бондарчука.

В интервью «ЭГ» Наталья Бондарчук рассказала о том, почему Людмила Савельева, а не она, сыграла Наташу Ростову в экранизации романа Льва Толстого «Война и мир», почему ее родители (мама: народная артистка СССР Инна Макарова) развелись и почему сегодня в России нет режиссера уровня Сергея Бондарчука.

– Наталья Сергеевна, на основании своего большого опыта в кинематографе вы уже можете сказать о том, что вам передалось от вашего великого отца – Сергея Федоровича Бондарчука?

Трудолюбие. В прямом смысле слова работаю круглыми сутками. Даже когда приезжаю на интервью на федеральные каналы, в маленьких перерывах даю конференции онлайн для слушателей международной киношколы имени Сергея Бондарчука. Мой единокровный брат Федор Бондарчук тоже трудяга. Наш отец был пацифистом. На Великой Отечественной войне он понял истинную цену человеческой жизни и во всех фильмах боролся за жизнь, за человека, и я тоже стараюсь это делать в своих фильмах. Конечно, повторить масштаб и глубину гуманизма отца очень сложно, но стараюсь. Мой кинематограф более камерный.

– Наталья Сергеевна, расскажите, пожалуйста, о своей замечательной маме – народной артистке СССР Инне Макаровой. В книге о Сергее Федоровиче вы много пишете о маме.

Моя мама в первую очередь была актрисой. Во время войны мама поехала в Алма-Ату, где находился в эвакуации ВГИК, чтобы стать актрисой, и поступила. Перед моей мамой стоял выбор: быть просто женой моего отца Сергея Бондарчука и ехать к нему в качестве жены, помощницы на фильм «Судьба человека», или же ехать в Ленинград, чтобы сыграть главную роль в фильме Алексея Германа «Дорогой мой человек». Такая сложилась ситуация. Мама выбрала роль, написанную специально для нее. А в это время папу осаждали женщины. Во время войны было потеряно много мужчин, и тут мой отец красавец. Отец обиделся на маму за то, что она выбрала кино. Но мама в фильме «Дорогой мой человек» сыграла свою лучшую роль. Мама до конца жизни любила Сергея Федоровича. Нередко она говорила мне: «Наташа, опять во сне видела твоего папку – он схватил меня на руки и понес». В последние два года жизни мама бесконечно говорила только о папе. Она в силу возраста многое забывала, но при этом помнила все стихи, песни и папу. Я не пыталась разубедить ее, хотя папа давно умер. Она смотрела на его портрет и разговаривала с ним, как с живым.

«Наталья
Наталья Бондарчук. Фото: из личного архива

– После развода родителей отец принимал участие в вашем воспитании?

Первые восемь лет своей жизни я находилась больше с папой, чем с мамой. В то время Инна Макарова была более востребованной, чем Сергей Бондарчук. Папа очень любил меня, много со мной занимался, особенно рисованием. У меня остались пейзажи, которые нарисовал папа. А когда родители расстались, я столкнулась с весьма неприятным явлением – отсутствием в моей жизни папы в течение целых пяти лет. Так сложились обстоятельства. Увиделись мы с папой уже тогда, когда мне исполнилось 13.

– В книге вы рассказываете о создании фильма «Война и мир», о замечательной игре Людмилы Савельевой. А ведь вы сами могли исполнить роль Наташи Ростовой, не так ли?

– Да, папа хотел меня пробовать на роль Наташи, но появилась Люда Савельева. Папа был в восторге от ее игры. Он вспоминал о Савельевой: «У Люды редкий дар становиться совсем другой, она очень чутка к необходимости перемен, грим, прическа делают с ним чудеса».

– Наталья Сергеевна, ваш отец – обладатель «Оскара» – видел перспективы в совместном с Западом кинопроизводстве и с удовольствием сотрудничал с зарубежными продюсерами и актерами. Причем все это было при «железном занавесе». Вы, создавая в мире киношколы имени Сергея Бондарчука, продолжаете его начинания?

– Сергей Федорович считал, что «кино – массовое и серьезное искусство, которое, прежде всего, должно служить обогащению духовного мира людей и укреплять мир». Папа говорил, что «кино – это хлеб насущный». Мой учитель Сергей Герасимов утверждал, что обучать на киноактера нужно так же же рано, как обучают артистов балета – с раннего возраста. Этому совету я следовала в своем детском театре «Бемби», которому уже более 30 лет. Замечу, что из театра вышла плеяда замечательных артистов кинематографа, о котором говорится со всех трибун, только нет реальной финансовой поддержки. Я подумала: «Почему бы не открывать киношколы, чтобы готовить будущих режиссеров детского кино, сценаристов, операторов?» Одна из первых стран, поддержавшая мое начинание, – Франция. 30 мая 2017 года в Париже, в российском духовном центре, мы с оператором Марией Соловьевой провели первое занятие нашей киношколы имени Сергея Бондарчука. Сегодня мы открыли более 20 киношкол, как в России, так и за рубежом.

1-Биография-сем-фото-
Фото: из личного архива

– Какие дети на Западе обучаются в киношколах Сергея Бондарчука? Известно, что Франция – родина кинематографа, и вряд ли там есть недостаток в своих киношколах.

– В киношколах имени Сергея Бондарчука в основном учатся так называемые «билингвы». У этих детей кто-то из родителей, в основном мамы, – русский. «Билингвы» говорят на нескольких языках и хотят больше знать о культуре России. Театральных студий с русским направлением в мире много, а вот киношкол не было.

– Вы успешно работаете в детском кинематографе. В советское время отечественные сказки пользовались мировой славой. Фильмы наших сказочников – «Садко», «Золушка», «Новый Гулливер», «Илья Муромец» – получили награды на международных кинофестивалях. Что же теперь? Неужели мы разучились снимать сказки?

– Не разучились. Только деньги на сказки не дают. Обидно, что наша картина «Снежная королева» изначально не снималась в 3D – не было столько денег. Поэтому один мальчик, посмотрев фильм, сказал: «Наталья Сергеевна, а почему Герда ходила в шубке, а в бездну прыгает в платьишке?» Кстати, нашу «Снежную королеву» купили Япония, Китай и многие страны мира. А в России с прокатом было очень тяжело. Сейчас я снимаю новую сказку – «Двенадцать месяцев». Кстати, любимую сказку Владимира Путина.

«Наталья
Наталья с Андреем Тарковским. Фото: из личного архива

– Наталья Сергеевна, если начистоту, помогает ли вам фамилия Бондарчук в творчестве?

- Не скрою, что фамилия отца помогает мне в работе. Если бы не авторитет моего отца, мне бы не удалось завершить «Снежную королеву» и многие другие фильмы. Но при этом фамилия папы не освобождает меня от ответственности. До сих пор должна вернуть деньги Фонду кино.

– В своей книге «Единственные дни» вы рассказали о страстной любви к режиссеру Андрею Тарковскому. Можно ли сказать, что он был вашей самой большой любовью в жизни?

– В настоящий момент моя любовь к Андрею Тарковскому приняла спокойные тона, но осталась преданность этому великому художнику. В моем доме много портретов как моего папы, так и Андрея. Моя самая любимая картина – «Солярис». День рождения Андрея Тарковского для меня такой же праздник, как день рождения папы.



Источник фото: Борис Кудрявов




Талантливые красавицы с непростой судьбой: как сложилась жизнь дочерей легендарного режиссера Сергея Бондарчука
Работает больше, чем в юности и помогает 7 внукам: как живет 74-летняя Наталья Бондарчук