Реки крови, слезы на площадке и запах ночной жизни: как снимали «Место встречи изменить нельзя»
Конкина отчитали матом
Со съемок «Места...» Говорухин внезапно уехал в командировку в ГДР. На хозяйстве остался Высоцкий. Именно Владимир Семенович руководил съемками нескольких сцен. По возвращении режиссера все вздохнули с облегчением: бард с имиджем алкоголика оказался перфекционистом.
Больше всех от него доставалось Владимиру Конкину. Исполнители главных ролей постоянно орали друг на друга. Высоцкий мог начать кричать внезапно и не стеснялся в выражениях.
– Однажды отчитал меня матом, – делился Конкин. – При всех. Я едва сдержал слезы – было очень обидно. Ведь ничего ужасного не произошло – я всего лишь допустил оговорку.
Во время съемок сцен в воровской «малине» атмосфера накалилась до такой степени, что Конкин решил сбежать в Киев, даже собрал чемоданы. Ситуацию спас гениальный Виктор Павлов. Владимир пожаловался ему на жизнь, и тот внезапно начал читать сценарий вслух, будто это комедия!
– Я вдруг услышал этот текст по-новому. Серьезное отношение к роли убивало меня, я слишком напрягался и терял удовольствие от работы, – вспоминал Конкин. – И решил остаться.
Справедливости ради отметим, что и Высоцкому было не всегда комфортно на площадке. Когда снимали ночную милицейскую погоню, часть территории возле Большого театра была оцеплена, но наглые поклонницы прорывали ограждение. И однажды в перерыве съемочная группа услышала крик о помощи. На Высоцкого напала молодая особа. Вцепилась зубами в кожаное пальто, как бультерьер, и бард не мог разжать челюсти безумной.
Цена вопроса
Высоцкому, который очень любил деньги, было за что сердиться на Конкина. Ставка того как заслуженного артиста составляла 52 руб. А актеру Таганки, не имевшему регалий, платили всего 13 руб. в день. Позже Говорухину удалось выклянчить для Владимира нормальный гонорар - чуть больше 49 руб. В итоге Высоцкий получил 10 тыс. руб. - по советским временам безумные деньги. Почти столько (9800 руб.) стоил в то время самый главный советский представительский автомобиль – ГАЗ-24 «Волга». Или, например, трехкомнатная кооперативная квартира. И если б не закон о тунеядстве, на такие средства в СССР можно было сытно и весело жить года три, забыв о работе.
Удовиченко пропахла ночной жизнью
Говорухин, по воспоминаниям артистов, любил перерывы и праздники. Однажды он отпустил съемочную группу «гулять по злачным местам». Лариса Удовиченко поняла это предложение буквально.
– На следующий день я даже боялась дышать на Высоцкого: от меня та-а-а-ак пахло ночной жизнью! – поделилась актриса. – Я очень неуютно себя чувствовала и готова была сквозь землю провалиться. Но Володя отвел меня в сторону, успокоил, сказал, чтобы я не переживала. А в довершение подарил жестяную банку английского Earl Grey, тогда это была большая редкость. И я целый день пила этот чай.
Придя в себя, Лариса Ивановна сыграла сцену, украсив картину невольной импровизацией. Удовиченко не знала, как правильно писать – «облигация» или «аблигация», и честно спросила об этом Высоцкого. Тот сначала не понял и машинально ответил: «Облигация». А потом спохватился: какая, мол, «облигация»? Эпизод вышел натуральным, понравился Говорухину, и его включили в фильм.
«Подкидыш» довел Данилову до слез
Наталья Данилова (Варя) попала на съемки «Места встречи…» после того, как потеряла ребенка и развелась с дагестанским актером и режиссером Асхабом Абакаровым. А ей пришлось играть трогательную сцену: Варя, обнаружив младенца-подкидыша, бережно несет его, кладет на стол, пеленает... На Наташу обрушились эмоции. Она вышла из помещения на заплетающихся ногах, уткнулась в какую-то занавеску и горько заплакала.
Не обращая внимания на ругающегося Говорухина, за ней следом выскочил Высоцкий. Он подошел к Наталье, попробовал успокоить, дал глотнуть коньяка (плоская бутылка всегда была в кармане). И Данилова все Высоцкому рассказала – как забеременела, как ее неправильно лечили, как пришлось сделать аборт, как тяжело и горько ей с тех пор становится каждый раз, когда она видит младенцев. Собралась и смогла доиграть сцену.
Кстати
- В сценарии была постельная сцена Шарапова и Вари. Но эти кадры вырезали. По словам Конкина, трехсекундный эпизод, где герои просто «лежат под простынкой» (причем в одежде), сняли специально для цензоров – обратив внимание на эту сцену, они пощадили другие.
Кто еще в «Астории» поужинал
В роли «Астории» выступал ресторан «Центральный» на улице Горького. В сцене, где Александр Белявский (Фокс) пляшет с официанткой, за одним столиком с Жегловым сидит дочь писателя Аркадия Вайнера – Наталья Дарьялова (1) и сын друга Высоцкого – Вадима Туманова. Вадим Туманов – младший (2) только-только поступил на журфак МГУ.
В этом же эпизоде Андрей Градов (Тараскин) танцует с известной ныне телеведущей Ларисой Гузеевой – это ее первое появление на экране, а на заднем плане на саксофоне играет Сергей Мазаев («Моральный кодекс») (3). Он же мелькает в кадре в составе оркестра в четвертой серии – в кинотеатре перед показом фильма.
Реки крови
Самым сложным эпизодом Говорухин называл сцену погони за Фоксом. Ее снимали целый месяц, а потом пришлось кое-что дорабатывать во время монтажа. Обе машины – и «Фердинанд», и «Студебеккер» – были в плачевном состоянии, едва двигались.
Большинство кадров погони снято на набережных Яузы, но один – в Одессе. Когда грузовик, падая в реку, перевернулся, каскадеры едва не погибли: одну дверь заклинило, пришлось вылезать через вторую.
Высоцкий все это время был в отпуске на Таити. Вернулся к концу съемок эпизода и работал в нем около двух часов. И получил травму. Роковым оказался кадр, когда Жеглов разбивает стекло «Фердинанда» и, высунувшись, стреляет. Стекло в окне автобуса оказалось почти 5-миллиметровой толщины. Владимиру Семеновичу удалось его выбить с третьей попытки. Он закричал: «Ну все, писец!», демонстрируя окровавленную руку.
– Реки крови! Хотя, казалось бы, всего лишь порез от осколка. Но такой глубокий! Не повезло Володе. Ему пришлось даже вечерний концерт отменить, – вспоминали потом участники тех съемок.
Полная «вырубка» Абдулова
Высоцкий пристроил в фильм не только Ивана Бортника, но и другого своего близкого друга – Всеволода Абдулова. Роль у него не центральная – муровец Петюня, но далась актеру с большим трудом.
Роль Александра Абдулова небольшая – шофер в банде «Черная кошка», но далась она ему очень тяжело. Накануне съемок – осенью 1977-го – актер попал в страшную аварию, три недели пролежал без сознания, потом долго приходил в себя, у него случились серьезные проблемы с памятью. Друзья – Высоцкий и Говорухин – предложили ему выбрать любую роль. Абдулов выбрал ту, что проще.
– И все равно случались моменты полной «вырубки» – не то что я текст забывал, я просто не мог понять, где нахожусь! Это так страшно, – признавался Александр Гаврилович.
Плевок в вечность
Сцена ликвидации банды снималась в доме 1/5 на Серебрянической набережной, где действительно когда-то был продуктовый. Однако вход в подвал магазина – бутафорский. Художники изготовили короб с высоким порогом и дверью-люком. «Бандиты» прятались в этой тесной коробке и вылезали наружу по команде.
Бортник и Высоцкий приехали на съемку со спектакля «Павшие и живые» в Театре на Таганке.
– Говорухин стоит мрачный, матерится, – рассказывал «Промокашка». – Не складывался эпизод: все выходят, бросают молча пистолеты, скучно, серо, однообразно… Станислав мне говорит: «Слушай, я тебя очень прошу, ну придумай что-нибудь». А время уже поджимает. Мы пошли с Володей вниз, в подвал, переодеваться. И тут мне пришла в голову мысль…
На выходе из подвала Бортник истерически запел блатную песню, стал ругать охранников, толкаться с ними… От неожиданности Высоцкий даже засмеялся. А Иван Сергеевич так увлекся, что плюнул Владимиру Семеновичу в лицо: «Мусора, суки…». Тот утерся, но охранники – статисты из числа бывших сотрудников МВД – тоже вошли в роль и принялись дубасить Бортника.
Оставить в фильме кадры, в которых уголовник плюет в лицо представителю власти, разумеется, не удалось.
Только факт
- Увлеченный графикой Говорухин придумал и сам нарисовал углем на стене черную кошку, которая стала меткой его кинобанды.
Ментовская пижама
Консультантом на фильме был заместитель министра МВД СССР генерал-лейтенант Константин Иванович Никитин. Он просил, чтобы Жеглов хотя бы раз показался на экране в милицейской форме.
– Просьбу уважаемого человека мне необходимо было выполнить, потому что за это я рассчитывал получить возможность оставить, к примеру, сцену, где Жеглов подбрасывает в карман Кирпичу кошелек, да и вообще предполагал, с какими огромными трудностями мы столкнемся при сдаче картины, – выдавал правду-матку Говорухин. – Но Высоцкий был неумолим: «Нет, форму я не надену ни за что!» Для него милиционер сталинских времен ассоциировался с теми людьми, которые творили то страшное беззаконие. Он столько был наслышан об этом и так больно это переживал, что все, что было связано с милицией, не переносил на дух. И тогда мне пришлось придумать Володе сцену, где он стоит у зеркала в кителе, рядом Шарапов. Текст звучит примерно такой:
– Вот, Шарапов, моя домашняя одежда, вроде пижамы.
– Почему? – спрашивает Шарапов.
– Да потому что никогда не носил. Да, наверное, и носить не придется.
Кстати
- Несмотря на небольшой бюджет, режиссеру удалось отснять материала, которого хватило бы еще на две серии. Оставшиеся пленки то ли уничтожили, то ли сдали в архив Одесской киностудии, но потом их так никто и не нашел.
- Фильм должен был начинаться с пролога, где Левченко выносил на себе раненого Шарапова. При этом они умудрились захватить «языка», которого сыграл сын Марины Влади и Робера Оссейна – Пьер Оссейн. Промокшие до нитки актеры дубль за дублем лезли в холодную воду. Однако эти кадры были вырезаны по решению телевизионного начальства. Когда закончились съемки, Владимир Конкин увидел на спине у Виктора Павлова следы от банок – тот слег с воспалением легких.