Второй режиссер советских телехитов «Чародеи» и «Приключения Электроника» Юлия Константинова рассказала «Экспресс газете» неизвестные факты о рождении двух шедевров Константина Бромберга – экранизации повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и повести Евгения Велтистова «Электроник – мальчик из чемодана».
– Аркадий Стругацкий сам предложил Константину Леонидовичу Бромбергу снять фильм по повести «Понедельник начинается в субботу», – вспоминает Юлия Дмитриевна. – Писателю очень понравилась его картина «Приключения Электроника», где тоже есть научная составляющая. Но Бромберг честно сказал, что в тогдашних реалиях все экранизировать невозможно, но он постарается что-то придумать. И придумал. Сделал акцент на деятельности научного института и на любовной истории ведьмы Алены, которую сыграла Александра Яковлева, и Ивана Пухова, его роль исполнил Александр Абдулов. В мистику режиссер не верил, но булгаковская тема романа «Мастер и Маргарита», где любовь тесным образом связана с дьявольщиной, интересовала его как художника.
Я бесконечно восхищалась талантом Константина Леонидовича, считаю его гением, его смерть полтора года назад в США стала для меня настоящим горем. Нет, никаких амуров между нами не было. Да и вообще, на съемках «Чародеев» не случилось ни одного романа. В газетах писали, что чувства якобы вспыхнули между Абдуловым и Яковлевой, но это неправда. У них сложились нормальные рабочие отношения.
А вот Валентин Гафт, после того как Яковлева заставляла себя ждать всю съемочную группу, спокойно гримируясь по три-шесть часов, наотрез отказался входить с ней в кадр. И даже в их совместных сценах мы снимали актеров по отдельности. Александра так и не стала более собранной. А когда кто-то пытался ее пристыдить, чтобы она меньше гримировалась, фыркнула: «Терпите! Вы будете сниматься до смерти, а я скоро уйду из кино». И ведь правда ушла. Работала заместителем мэра Калининграда, входила в совет директоров РЖД и чем только еще не занималась. В конце работы над фильмом, уже на озвучании, Саша и Гафт помирились. Она бросилась ему на шею с горячими объятиями, и он ее великодушно простил.
Не спали полгода
– Абдулов одновременно снимался в пяти картинах, о чем честно нас предупредил. Поэтому в «Чародеях» нам приходилось работать с ним по ночам. Но ни один участник съемочной группы не пожалел, что из-за Саши в течение полугода мы не спали. Параллельно с нами Абдулова в свой фильм «Дом, который построил Свифт» ангажировал его начальник по театру «Ленком» Марк Захаров. Однажды получилось так, что мы работали в соседних павильонах. И Бромберг пошел к Захарову, чтобы уговорить его всего на час отпустить Сашу к нам. Но, как ни умолял, тот не согласился. И нам в тот день пришлось снимать дублера.
Спустя годы, в 2005-м, Бромберг задумал снимать продолжение «Чародеев». Мы пришли в «Ленком» на встречу с Сашей, и он сказал, что у него есть инвесторы, которые вложат деньги в эту картину. Более того, Бромберг хотел снимать продолжение «Приключений Электроника» и на роль повзрослевшего Сыроежкина, который, по сценарию, вырос в серьезного ученого, тоже пригласить Абдулова. Актеру эта идея понравилась, он хотел перевоплотиться в Сыроежкина. Но ни один из этих проектов не состоялся. Саша начал работу над собственным фильмом по роману Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». А вскоре его не стало.
Неожиданная встреча
– Коля Караченцов сразу загорелся сыграть роль злодея Урри в «Приключениях Электроника». У больших актеров – большая интуиция. И он лишний раз подтвердил эту формулу. Сцены с Николаем снимали в Вильнюсе. И там с ним произошла мистическая история. Едва Караченцов заселился в одну из гостиниц, как стал просить меня найти другой отель. Когда я договорилась о переселении, Коля неожиданно передумал. Отрезал: «Я никуда не поеду из этого номера. Здесь, оказывается, висит картина моего отца Петра Караченцова». Вскоре выяснилось, что больше полотен Петра Яковлевича в городе не было. И такая неожиданная встреча сына с работой отца была просто невероятна!
На этой же картине могли бы встретиться, но так и не пересеклись, бывшие супруги Владимир Басов и Роза Макагонова. Ходили разговоры, будто Басов испортил Розе карьеру, после того как ушел от нее к Наталье Фатеевой, а бывшей жене перекрыл кислород в профессии. На самом деле большой перерыв в работе Макагоновой был связан с ее недугом – туберкулезом.
Владимир Павлович прекрасно знал, что его бывшая жена снимается у нас в роли учительницы пения, и абсолютно не возражал. Сам он тогда очень глубоко переживал разрыв с актрисой Валентиной Титовой, которая ушла от него к оператору Георгию Рербергу. И словно назло Титовой флиртовал с симпатичными женщинами. Он умел влюблять в себя всех. Мастер импровизации, гений, мощная личность.
Еще я очень рада, что в «Электронике» снялась прекрасная, божественная Майя Булгакова. На съемки она приехала со своим последним возлюбленным, вскоре ставшим ее мужем – австрийским коммунистом Петером Добиасом. У них только начался роман, и Майя сияла от счастья. Да и любимый смотрел на нее восторженными глазами. Потом я встречала их вместе, и он продолжал ее носить на руках. Какое для нее было горе, когда он скоропостижно скончался!
А вот еще один большой артист, Николай Гринько, совершенно не хотел сниматься в нашей картине. Но его в приказном порядке обязала Киностудия им. Довженко. На съемках он ходил очень подавленный. Гринько, как известно, обожал Андрей Тарковский, считал его своим талисманом, но тогда они очень серьезно поссорились, и мир Николая Григорьевича рушился на глазах…