Юлия Высоцкая раздвигала ноги перед толпой мужиков

Мисс Жюли (Высоцкая). Фото: Александр Куров/ИТАР-ТАСС

Полным очередных скандалов и сенсаций ожидается новый сезон в Театре на Малой Бронной: ведь он юбилейный - 75-й. А с приходом на должность худрука Константина Богомолова, как известно, каждый спектакль вызывает ожесточенные споры.

Первый спектакль Театра на Малой Бронной был показан 9 марта 1946 года («Золотой обруч» по пьесе Анатолия Мариенгофа, лучшего друга Сергея Есенина). Правда, тогда театр располагался в здании на Спартаковской улице, 26. На Бронную они перебрались в 62-м, когда оттуда съехал Театр сатиры. А еще в здании обитал знаменитый Государственный еврейский театр (ГОСЕТ) под руководством Соломона Михоэлса, в 57 лет сбитого грузовиком насмерть западными спецслужбами. Печальная история. Однако не будем о грустном, а полистаем самые яркие страницы истории.

1958

К нашему театру пришла первая по-настоящему громкая слава - должность главрежа занял Андрей Гончаров. Он руководил им восемь лет, выпустил 11 премьер. А начал с постановки пьесы Артура Миллера «Вид с моста», которую приезжал смотреть сам драматург.

Гончаров был учителем Богомолова.

- Андрей Александрович - выдающаяся личность, великий режиссер, педагог, - вспоминает Константин. - Во многом он создал современную российскую театральную режиссуру. Все восхищались его спектаклями, но почему-то не хотели замечать, как много он делал для людей театра. Андрей Александрович поставил поколения режиссеров на ноги. Именно он взял в свой театр Петра Фоменко, когда тот был в опале. Именно он дал Марку Захарову работу в трудные для него времена. Он тратил свой ресурс на людей, которых считал талантливыми. И был бесстрашным человеком. У меня к Гончарову бесконечная любовь, нежность, благодарность и желание, чтобы память о нем была живой.

1967

Из «Ленкома» с дюжиной крепких актеров перешел на должность главного режиссера Анатолий Эфрос. Компанию ему составили Лев Дуров, Валентин Гафт, Ольга Яковлева, Лев Круглый, Леонид Каневский, Валентин Смирнитский… 17 лет работы Эфроса в театре называют золотыми годами Малой Бронной. Спектакли Анатолия Васильевича приносят ему мировую славу. Труппа одной из первых отправляется на зарубежные гастроли, где выступает с аншлагами.

Страхов (сверху) в роли Калигулы. Фото: Александр Яковлев/ИТАР-ТАСС

2001

На три года главрежем становится Андрей Житинкин. В репертуаре появляются шокирующие зрителя постановки с обнаженкой. Первой ласточкой стал «Калигула» с Даниилом Страховым, полспектакля расхаживающим по сцене в чем мать родила с амулетом в виде огромного фаллоса на шее.

2005

Андрей Кончаловский делает спектакль «Мисс Жюли», который уже на премьере получает статус главного театрального скандала года (а на дворе стоял только март!). Запрещенная в Швеции в позапрошлом веке за чрезмерный натурализм пьеса «Фрекен Юлия» Августа Стриндберга получила на Малой Бронной второе рождение. Главную роль играла, конечно, жена режиссера - Юлия Высоцкая. Ее, как и остальных дам, он красиво раздел.

- Женское тело - самое прекрасное, что есть на свете. На него можно смотреть часам. Иногда даже прикасаться боязно, чтобы не нарушить эту гармонию, - заявил Кончаловский.

И вслед за спектаклем выпустил киноверсию. Успеха она не имела никакого.

Шариков (Голубков). Фото: Федор Савинцев/ИТАР-ТАСС

Осенью того же года молодой режиссер по фамилии Петрунь, прославившийся смелыми работами в Театре Табакова, поставил не менее провокационное действо под названием Hot Dog. Это была вольная интерпретация булгаковского «Собачьего сердца», где от первоисточника - только фамилии персонажей. На сцене жесть в виде садомазо и бешеного ора. Половина зала билась в восторге, вторая - плевалась. Исполнителя роли Шарикова - Александра Голубкова, зажигавшего ярче всех, стали звать в кино. Но звездой он так и не стал. Да и в театре больше ни разу не блеснул. Повторив судьбу Владимира Толоконникова - Шарикова из шедевра Владимира Бортко.

Сейчас Дмитрий Петрунь с головой ушел в кино. В производстве восемь (!) его проектов. В том числе сериал «Фаина» с Мариэттой Цигаль-Полищук.

2006

Театр ищет дополнительный заработок, предоставляя свою сцену под съемки телешоу. Так здесь поселились, например, «Хорошие шутки» с Татьяной Лазаревой и компанией.

Катя и Леша заигрались в любовь. Фото: Алексей Филиппов/ИТАР-ТАСС

2010

Показывают «Ненормальную» с Екатериной Стриженовой и фигуристом Алексеем Тихоновым. После натуральных лобзаний на сцене не остается сомнений, что у них роман, начавшийся на телешоу «Ледниковый период». Писали, что Катя даже на несколько месяцев уходила от мужа, а Алексей - от Марии Петровой.

А вскоре режиссер Сергей Голомазов начинает искать новые пути развития театра, предлагает новаторские идеи. Тогда же впервые привлекает к работе Богомолова, называя единственным возможным приемником.