Полным очередных скандалов и сенсаций ожидается сезон в Театре на Малой Бронной: ведь он юбилейный - 75-й. А с приходом на должность худрука Константина Богомолова, как известно, каждый спектакль вызывает ожесточенные споры.
Вспомните осень 2019-го. Тогда Богомолов только-только вступил в должность - и сразу скандал. О нем писали все. Более подробно ситуацию изложила «Комсомолка».
Новому мужу Ксении Собчак не впервой эпатировать публику своим творчеством, вот и на этот раз ему пришлось успокаивать разбушевавшихся зрителей.
Причиной гнева зрителей стала премьера спектакля «Норма» по одноименному роману писателя-постмодерниста Владимира Сорокина. Она прошла в новом здании «Дворца на Яузе» при полном аншлаге. Лицезреть работу режиссера Максима Диденко съехались сливки общества. Предвкушая их неадекватную реакцию, худрук Богомолов вышел на сцену перед спектаклем, и предупредил: «Если будут пускать тараканов на сцену или кричать «позор!» - не пугайтесь».
Зрители не испугались. Они-то чуть было не сорвали представление, учинив провокационные стычки до, во время и после спектакля. Впрочем, их поведение было вполне ожидаемым. Роман «Норма» считается одним из самых провокационных во всей постмодернистской литературе. Чего стоит сцена, где один из героев сношает родную землю. В спектакле акт изображен в деталях.
Другие персонажи не отстают. Они поедают «норму», то есть фекалии. Богомолов и Собчак хихикали, когда персонажи на сцене на полном серьезе обсуждали происхождение этой самой «нормы».
Такого оскорбленные зрители снести не смогли.
- А вы сами говно давно ели? - вдруг кто-то из партера.
Дальше - больше.
В антракте активисты бросились к режиссеру с криками «позор!». Богомолов попытался вступить в диалог и успокоить чересчур эмоциональных ценителей прекрасного, а потом махнул на них рукой, признав «провокаторами».
А Ксении Анатольевне происходящее на сцене явно пришлось по душе.
- Прекрасный спектакль «Норма» мы посмотрели! И даже православные активисты у входа не помешали, - написала она в микроблоге.
Меж тем Богомолов, как ни хорохорился, но все же близко к сердцу воспринял произошедший инцидент. В Instagram он опубликовал фото с Олегом Табаковым и отметил, что после смерти именитого актера остался без защитника:
- У всех приходит время, и тебя уже не защищает большой, великий и добрый человек, а ты сам встаешь у руля и говоришь всем сохранять спокойствие. Ты говоришь: «Вы молодцы, ребята, и так держать!» Ты говоришь: «Приходите в наш театр, у нас интересно!» Ты испытываешь гордость за то, что в твоем доме живут и творят талантливые и такие разные люди. Олег Павлович научил меня делать дело и идти сквозь плевки, брань, зависть и мелочность. Идти сквозь, зная цель и помня об ответственности за будущее, за прошлое, за младших, за старших и, главное, за талантливых. Словом, за всех, кому ты можешь дать свои тепло, защиту и энергию.
А недавно Богомолов подытожил:
- Когда я пришел на Малую Бронную, театр был в замороженном состоянии. Сейчас он проснулся и чувствует себя вполне бодро. Еще много над чем надо работать. Мне интереснее лечить, чем резать. Поэтому я не увольнял и не собираюсь увольнять тех, кто отдал этому театру годы. Хайп с моим приходом сюда нам тоже пошел в плюс. Театр начинается с вешался, а продолжается скандалом. Новое прочтение классики...
Бриллианты навсегда
Богомолов, как и его предшественники, пришел не с пустыми руками - привел на легендарную сцену целое созвездие популярных артистов: таким составом сегодня не похвастается ни один московский театр! Они работают и в других местах, снимаются в кино, но к постановкам на Малой Бронной относятся с особой ответственностью и уважением. Как и Богомолов. О Константине можно говорить что угодно, но режиссер он одержимый, креативный (иной раз чересчур) и по-настоящему влюбленный в стены, в которых руководит большим коллективом с большой историей.
- Впахивать надо на любой работе, если хочешь добиться хорошего устойчивого результата. Как вывести театр из коматозного состояния - методика известная. Ее исповедовал мой учитель Олег Табаков, - поделился Богомолов с журналистом Андреем Ванденко. - На безымянном пальце я ношу кольцо, подаренное Табаковым после спектакля «Юбилей ювелира». С чайкой и надписью МХТ, выложенной маленькими бриллиантами. Такое кольцо Олег Павлович заказал себе, а после премьеры «Юбилея» сделал еще одно для меня. Пока я работал в МХТ, периодически надевал его. Сказать по совести, я не очень люблю украшения. Когда ушел из Художественного театра, естественно, снял кольцо, оно лежало в коробочке. А утром 1 августа 2019 года, собираясь идти на сбор труппы Театра на Малой Бронной, надел подарок учителя и с тех пор почти не снимаю. Кольцо как бы помогает мне. У Олега Павловича была простая метода: все трудности он преодолевал работой. И внешние кризисы, и личные переживания. Так что путь у нас один: работать, работать, работать!
Высечь на конюшне
Кстати, на Малой Бронной Богомолов успел оскандалиться задолго до прихода на большую должность. В 2012-м открытие сезона ознаменовалось нешуточной перебранкой. На сборе труппы тогдашний худрук Голомазов сообщил, что собирается тесно сотрудничать с перспективным молодым режиссером Богомоловым, который уже наделал шума в других театрах. Что тут началось! Старики психанули. Больше всех по Косте прошелся Виктор Лакирев, который сюда пришел в далеком 1967-м. Заслуженный артист России выдал: за спектакли, какие ставил г-н Богомолов, его мало высечь на конюшне.
- Мое неприятие вызвано причудливизмом, который проповедует Константин, - заявил Лакирев. - У Шекспира есть такая фраза: «Вы думаете, что вы думаете, а вы выдумываете». Этот режиссер интересничает. Занимается выдумыванием без сердца и без смысла.
- Я тут узнал, что меня надо на конюшне пороть. Какой фантазер артист Лакирев! Почище нашего брата экспериментатор. Ставлю ему like, - парировал Богомолов, добавив: - Меньше всего меня интересует мнение людей, с которыми я не предполагаю работать…
Лакиреву сейчас 90, но он по-прежнему задействован в спектаклях Театра на Малой Бронной - «Ретро» и «Деревья умирают стоя». Значит, нашли они с Богомоловым точки соприкосновения.
Константин старается как может. До конца 2021 года запланировано три громкие премьеры: «Гамлет» в современной интерпретации от молодого режиссера Эдгара Закаряна и две работы по Чехову - «Вишневый сад» Микиты Ильинчика и «Платонов. Болит» Александра Молочникова. Сам Богомолов в новом сезоне начнет ставить «Идиот» по роману Достоевского, премьера - в 2022 году. Все спектакли пока идут во «Дворце на Яузе», но уже весной следующего года планируется завершение грандиозной реконструкции исторического здания на Малой Бронной. Где и состоится большой праздник, приуроченный к юбилею. «Экспресс газета» обязательно там будет, чтобы, как всегда, рассказать и показать своим читателям все самое интересное.
Цитата
Игорь Верник в книге «Брошенные тексты» («Издательство «АСТ», 2021 г.):
Богомолов, как кожу, снимает с артиста привычный способ существования на сцене, все наработки, приемы снимает прямо до кости, а потом начинает «одевать» его заново. И вот появляются нервные окончания, органы чувств, первые признаки жизни, способность двигаться, транслировать мысль, свобода от театральных и психологических штампов. То же самое переживает на его спектаклях и зритель.