Борис Краснов перед смертью озвучил странности Пугачевой
На долю Бориса Краснова пришлось немало тяжелых испытаний. В августе 2011-го его задержали правоохранители по подозрению в вымогательстве и попытке рейдерского захвата фирмы, специализирующейся на организации выставок. А вскоре художник был госпитализирован с подозрением на инсульт и перенес сложнейшую операцию на головном мозге. Его освободили под залог в 5 млн руб. и перевезли в один из госпиталей Швейцарии. Дорогое лечение оплатила Пугачева.
На протяжении нескольких лет Краснов восстанавливался в европейских клиниках. Тем временем в 2015 году следователи прекратили уголовное дело в связи с отсутствием состава преступления. Но полностью поправить здоровье сценограф так и не смог.
18 августа этого года его положили в хоспис. Медики решили, что у Краснова, прикованного к постели из-за поражения мозга и паралича правой половины тела, а также переболевшего коронавирусом, не было шансов на исцеление.
Некоторое время назад художник дал «Экспресс газете» интервью, которое мы сегодня публикуем в память о нем.
- Борис Аркадьевич, вы действительно не любите артистов?
- Да, не люблю. Но уважаю их труд. Если говорить начистоту, из огромного списка старых и новых звезд могу назвать всего несколько имен, которые не дали мне повода для разочарований. Помимо Аллы Пугачевой, это Лайма Вайкуле, которая всякий раз поражала меня своим отменным вкусом и чувством стиля, Тамара Гвердцители, с ее человеческим достоинством и чистым сердцем, великий труженик Валера Леонтьев, мой друг Валера Сюткин и, пожалуй, Александр Розенбаум. Кстати, Саша единственный артист, который вполне мог бы обойтись без меня, потому что может играть на своей гитаре пять часов кряду без всяких декораций.
- А что такого сделал поп-король Филипп Киркоров, чтобы перестать быть вашим любимым клиентом?
- В свое время я понял, что у такой страны, как Россия, должно быть еще что-то, кроме Киркорова. Что же касается нашей совместной работы, чего в ней только не было: и непонимание, и дурные споры. Но случались и творческие озарения. Когда вижу Филиппа сейчас, прихожу к грустному выводу: испытание медными трубами ему не удалось пройти. Может, просто устал, а скорее всего, убил себя халтурой. И это очень плачевно, потому что Филипп не только талантливый певец, но и очень трудолюбивый человек.
«И у оргазма должен быть режиссер»
- Может, Киркоров просто повторил участь фаворитов Примадонны - из грязи в князи и обратно?
- Если честно, я не позавидовал бы ни одному фавориту Аллы Борисовны. Да, она очень субъективна и по-женски непоследовательна. Но скольким людям помогла! Для большинства именно «Рождественские встречи» стали трамплином на российскую эстраду. Алла сделала все, чтобы артист хорошо прыгнул. Ну а если не получилось, его проблемы! Лично для меня самым сложным было чувствовать ее настроение. Чтобы дело спорилось, необходимо быть с Аллой, как говорится, на одной волне, и не дай бог сбиться с правильного курса. Последствия могут быть непредсказуемыми! Кстати, некоторые ее поступки могут повергнуть в шок.
- Даже вас?
- Еще как! Первый раз это случилось со мной в 1997 году, во время подготовки «Рождественских встреч». Алле Борисовне вдруг понадобилась арка-проход, причем в самом неподходящем месте. Прямо ей об этом сказал, за что получил такую встряску! В прямом смысле. Пугачева принялась трясти меня за грудки, да еще с такой силой, что я опешил. А когда понял, в чем дело, то отвел ее руки в стороны и пошел заниматься своими делами. Она тоже пошла. За кулисы, чтобы выплеснуть раздражение на бедной портьере. При всех своих больших странностях Пугачева - личность. И мы до тех пор будем превозносить Аллу, пока на нашей эстраде не появится равнозначная ей личность.
- На вашем пути встречалось много великих людей?
- В молодости я имел счастье общаться с Сергеем Параджановым. Признаюсь, он во многом сформировал меня. Никогда не забуду один урок, который он преподал, когда я гостил у него в Тбилиси. В доме художника собралось много гостей, и Сергей Иосифович попросил меня заварить чай. Но я так стушевался перед хозяином и его гостями, что уронил чайник с кипятком на себя и едва не обварился. Реакция Параджанова на мою неловкость не замедлила себя ждать: «Про таких, как ты, в тюрьме говорят: «Он еще пончиками какает». И серьезно добавил: «Уезжай из родительского дома, а то погибнешь».
- Неужели Боря Краснов был маменькиным сынком?
- В 24 года я фактически стал главным художником главного драматического театра Украины - имени Леси Украинки в Киеве. У меня было все - влиятельный папа (один из ведущих строителей Киева), блестящее образование, стремительная карьера, но что-то меня настораживало. Может быть, я видел - какие грустные глаза у самых знаменитых артистов киевского театра, у той же Ады Роговцевой? Словом, когда мне предложили пройти стажировку в качестве помощника главного художника Театра «Ленком», раздумывать не стал. Впрочем, я тогда даже не догадывался о том, что великий художник Олег Шейнцис был очень сложным и невероятно властным человеком. С ним было очень трудно найти общий язык. Меня спасла дружба с Александром Абдуловым, который пригласил меня главным художником в театрально-концертное объединение «Ленком». Кстати, именно в «Ленкоме» я освоил один из главных законов успеха в шоу-бизнесе: держать зал в непрерывном напряжении.
- В чем секрет хорошего шоу?
- Оно должно пробуждать воображение и обострять чувства. Если шоу получается, то зритель заводится. Есть нечто особенное в том, как зал начинает вибрировать: с задних рядов идет волна, с передних рядов идет волна, а где-то посередине эти волны встречаются. Помните, как у Лермонтова: «Так две волны несутся дружно случайной, вольною четой»? И вдруг происходит эмоциональный взрыв, накрывающий все вокруг, включая и близлежащие кварталы. Я бы сравнил шоу - с оргазмом. И у этого оргазма должен быть свой режиссер. Вот я - сам себе режиссер.
- Не кажется ли вам, что вы очень часто произносите местоимение «я»?
- «Я» - хорошее слово, и говорить его нужно как можно чаще. Тогда судьба непременно заинтересуется: это кто у нас такой умный, такой тщеславный и такой неугомонный? А ты в ответ: «Это я, я, я». Смешно и нелепо, но других судьба просто не слышит, а вот на «я, я, я» реагирует адекватно: тут же дает тебе хороший пинок под зад, чтобы оказался в нужном месте и в нужный час. Кстати, таким же образом я встретил и свою вторую половинку - шикарную блондинку Евгению. Ехал по улице и увидел длинноногую девушку с потрясающей походкой, подошел и познакомился.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов