Парад олигартов

В столице России прошел фестиваль «AngloМосква»

В столице России прошел фестиваль «AngloМосква».

Затевался фестиваль «AngloМосква» с целью познакомить россиян с британской культурой. Ее представляли режиссеры Марта ФАЙНС (мелодрама «Онегин»), оскароносец Стивен ФРИРЗ («Королева», «Опасные связи»), Уильям ОРБИТ- диджей, композитор и продюсер Мадонны, композитор-минималист Майкл НАЙМАН,  редактор журнала «GQ» Дилан ДЖОНС, дизайнер Хенри ХОЛЛАНД и другие известные люди Лондона. В теории круглые столы с их участием, кинопоказы, художественные и фото-выставки, концерты, показы мод, гала-вечера мог посетить любой желающий. Что же из этого вышло?

Дэни Мойнихан (сценарист и режиссер), Дан Кроу (журналист журналов «Dazed & Confused”, “Another Magazine”), Пабло Гангули (директор компании «Либератум»), Алена Мучинская - хозяйка и организатор фестиваля и Александр Орехов (Редсквер Проджектс Москва)

Корреспондент «Таймс» Хьюго Рифкинд, посетивший майский форум британских и российских творческих деятелей, был ошарашен. «Москва куда-то пропала. Ее словно бы убрали и где-то спрятали, а на ее прежнем месте нагромоздили восьмиполосные эстакады, строительные леса и бетонные плиты. Все это жарится на солнце под неожиданно по-средиземноморски синим небом», - сообщил он читателям солидной британской газеты. Но еще в большее недоумение на мероприятиях «AngloМосквы» журналиста привел смех. Точнее, причины, вызывавшие его то у лондонцев, то у москвичей во время дискуссий. Например:

Гражданская жена Виктора Ерофеева Женя Дюрер и подруга

- В России деньги никогда не доходят по назначению, и не только в кинематографе, - сказал британским коллегам кинорежиссер Андрей Кончаловский. - Недавно некий олигарх выделил на наем киллера 200 тысяч рублей, но после всех посредников к самому киллеру попало всего две тысячи. Тот купил дефектный автомат, который разорвался у него в руках, и в результате сам погиб.

К удивлению Рифкинда, у русских эта история вызвала хохот, а у британцев - лишь улыбки вежливости. Когда же сценарист Дэнни Мойнихэн сообщил, что съемки его фильма «Буги-вуги» застопорились, так как русского бизнесмена, который финансировал картину, убили, захохотали уже британцы, а россияне отделались улыбками.

Генри Холланд и Стивен Джонс с бойфрендом уезжают навеселе

Они - белые

На этом непонятки не кончились.

Стивен Фрирз признался на встрече с российскими деятелями кино, что не знает и не понимает современной России и все удивлялся тому, что «именно здесь произошла революция», а русские, похоже, гордятся своей непостижимостью в глазах европейцев. Кончаловский ответил: «Будь у русских коричневая, черная или зеленая кожа, Запад даже не пытался бы понять их душу, но они белые». Почему некоторые русские вдруг засмеялись, британский журналист опять не понял. И уезжал из Москвы с убеждением, будто русские уверены в том, что у людей Запада вообще нет души. Но когда русские подражают Западу, у них получается нечто безвкусно-яркое и бездушное. «А также они не умеют придавать высокоинтеллектуальный смысл вздору - например, поддерживать заумные разговоры о модных тенденциях и шляпках. Пожалуй, в таких разговорах и состояла наша миссия в Москве», - подытоживает столкнувшийся с нашим олигартом Рифкинд.

В пабе "Джон Донн" любезного хозяина Мити Борисова британский журналист Ян Митчел спрашивает Генри Холланда: "Мне нравится Ваша прическа, каким гелем Вы пользуетесь?"

В России слово «олигарт», то есть «олигархический арт», появилось недавно. Олигарт - это искусство слыть и чувствовать себя избранным. Фестиваль проходил в клубах «Мост», «Гараж» Даши Жуковой, «Шоколад» и других подобных заведениях, куда творческая молодежь, не владеющая этим искусством, просто так забежать не может. Будь она хоть трижды талантлива. Или не захочет. В эти клубы ходят избранные, кто и так полжизни проводит в Лондоне или иных городах Европы. То есть жены, любовницы, дети олигархов или чуть менее богатых россиян, а так же чада известных артистов и других деятелей культуры. Ну и конечно талантливые люди ранга писателя Виктора Ерофеева и режиссера Андрея Кончаловского, которые творят в первую очередь не для российской публики, а для западной. И лишь поэтому позиционируют себя «русскими» - так проще сыскать к себе интерес за океаном. Словом, не удивительно, что на взаимонепонимание сетовали почти все журналисты, писавшие о фестивале в зарубежных изданиях.

Стивен Джонс, Крег Диапер и Генри Холланд

На этот раз в канун Дня Победы британцев пугали фильмом о скинхедах Павла Бородина «Россия-88» - псевдохудожественной лентой, имитирующей документальность. В фильме наши скинхеды опрашивают россиян об их отношении к их главному лозунгу «Россия - для русских!» И россияне, снятые дрожащей ручной камерой, чуть ли не беснуются, одобряя его. Британцы в шоке. Они не понимают подлога. И сыгравший урода-скина Петр Федоров, известный по фильму «Обитаемый остров», сути подлога им не объясняет. Киношные скинхеды не спрашивают людей, а кого эти люди считают русскими? Например, относят ли они к русским тех ташкентцев, которые приютили в войну тысячи сирот и беспризорников, обогрели и спасли от болезней и голода практически весь цвет русской интеллигенции, начиная с Анны Ахматовой. Задай в реальной жизни россиянам такой вопрос, и сразу станет ясно, почему Владимир Путин сказал, что идею «Россия - для русских» пропагандируют только «придурки, либо это провокаторы». Зато англичане заявили, что кино произвело на них сильнейшее впечатление и поздравили его создателей с успехом.

Алена Мучинская, Генри Холланд, Андрей Шаров

Бесспорно, проблема есть, и хорошо, если после фестиваля наша власть наконец отнесется к ней всерьез.

Кто еще был и что еще было

Аманда Элиаш, блондинка в берете и очках - постоянная героиня лондонской светской хроники. Но в отличие от нашей львицы Ксении Собчак, в ее активе тьма любовников и два мужа миллионера (последний - швед Йохан Элиаш, 145-й по состоянию в Британии, а это 395 млн. фунтов стерлингов). Когда-то Аманда пробовала себя в качестве актрисы, получила роль, но в последний момент отказалась, узнав, что ей придется сниматься в грязном пальто в экранизации дневника Анны Франк, еврейской девочки – жертвы нацизма. На фестиваль «AngloМосква» г-жа Элиаш приехала как фотограф и автор эротических сонетов с презентацией своей книги «Плащ и нож-бабочка». Ее сопровождала грозный бодигард - женщина с внешностью героя фильма «В джазе только девушки».

Продюсер Мадонны Уильям ОРБИТ и Алена

Полина Амос, блондинка с имиджем нимфы - это женщина-аттракцион, философия ее инсталляций сводится к фразе «мое тело - мой холст». Она раздевается и предлагает зрителям свое тело в качестве чистого холста, на котором все желающие пишут картину. Администраторы салона изящных искусств, где проходил перформанс, воспротивились появлению обнаженной художницы среди мебели наполеоновской эпохи, ссылаясь на то, что краска представляет угрозу для интерьера. Но отчаянная бодиартистка проявила находчивость: заменила краски на липкую ленту и все-таки принесла свое тело «в жертву» искусству.

Алена Мучинская и Александр Орехов с гостями фестиваля

Виктор Ерофеев посещал фестиваль с гражданской женой Женей Дюрер, которая большую часть времени проводила с подругой. В клубе «Мост» они отужинали, а потом отплясывали под забойные ритмы Уильяма Орбита, известного своей работой с Мадонной.

Андрей Кончаловский зашел в бибилиотеку киноискусства Сергея Эйзенштейна подискутировать о роли кино в современном мире с Мартой Файнс - сексапильной представительницей британской актерской династии, и Стивеном Фрирзом (премьера его фильма «Шери» с Мишель Пфайфер ожидается в июне). Но собеседникам слова не дал, и проговорил 40 минут сам. Подустав, Андрей забрал обоих режиссеров на Николину гору, где Юля Высоцкая ждала с обедом. Гастрономический талант жены русского режиссера вызвал серьезные проблемы у организаторов: следующее мероприятие пришлось задержать на два часа из за отсутствия «чревоугодников».

Алена Мучинская и Сергей Шолохов

Майкл Найман, любимец российских интеллектуалов, лауреат «Оскара», композитор, считающий главным достоинством музыки ее минимализм, автор тем ко всем фильмам Питера Гринуэя, не брезгующий записями саундтреков к компьютерным стрелялкам, приехал на фестиваль «AngloМосква» с новой пассией. Журналисты тут же окрестили ее «невеста-ребенок».

Стивен Джонс - британский дизайнер, известный как «безумный шляпник», приехал в Москву с бойфрендом и по совместительству директором - Грегом Диапером. Вместе с культовым британским дизайнером Генри Холландом, чья последняя коллекция произвела настоящий фурор на Лондонской неделе моды, друзья совершили вылазку на рынок в Измайлово и приобрели буденновку, потертую матрешку и детскую книжку советских времен «Как Гайка самосвал толкнула».

Стивен Фрирз и Андрон Кончаловский

На одной из вечеринок появилась таинственная незнакомка в черном платье от Славы Зайцева и в большой черной шляпе с вуалью. Она обращалась к британским участникам по именам, как к старым знакомым, но по их лицам было понятно, что они видят ее впервые. Задачей женщины было, похоже, заполучить звездного гостя. Поддался на ее уговоры лишь Гевин Турк - известный английский художник и скульптор. Результат - опоздание на автобус и потерянный вид мастера, не позволивший устроителям читать ему мораль.

Во время частной вечеринки у дизайнера Андрея Шарова в студии на Арбате, где рекой лились домашняя настойка под названием «Шаровка» и национальные русские и башкирские песни в исполнении Пелагеи и группы «Намгар», Стивен Фрирз обнаружил пропажу кредитной карты. Причем, из кармана личных, бывших на нем брюк. Назревал международный скандал, «оскароносец» был настроен весьма решительно, но к счастью директор фестиваля Алёна Мучинская в очередной раз блеснула организаторским талантом. В результате драгоценный пластик был найден в спальне на втором этаже студии Шарова. Зачем автор «Опасных связей» и «Королевы» ее посещал, для всех так и осталось загадкой.

Британские участники фестиваля

Сергей Воронов («Crossroadz»), Пелагея и «Juke Box Trio» пришли к Андрею Шарову «на огонек», но не удержались и выступили на импровизированной сцене. Воронов, покручивая дон жуановский ус, обольщал самых красивых девушек и пользовался у них успехом, а Пелагея, познакомившись с Майклом Найманом, подарила ему свой диск. Тот назвал ее «детка». Тем временем Генри Холланд позировал хозяину студии, в которой он фотографирует своих друзей - Аллу Пугачеву, Сергея Воронова... 

P.S.

Словом, богема оттянулась. А журналисты, разъехавшись, сошлись в одном: у британских участников, которые раньше не бывали в России, не было шанса увидеть российскую культуру или даже просто настоящую Москву. А так хочется!

Сергей Воронов и Алена Мучинская

Парадоксально, но, быть может, этот вывод и есть - главное достижение фестиваля «AngloМосква». Столь разношерстную компанию могла воодушевить, сплотить общей идеей и привезти в Москву только такая яркая и энергичная девушка, как директор компании «Red Square Projects» Алёна Мучинская. Журналистка «Московского комсомольца» и других московских изданий, в начале 2000-го она уехала в Лондон, создала компанию, специализирующуюся на помощи британским бизнесменам и звездам шоу-бизнеса во время их поездок в Россию. В числе первых оказались актер Эван Макрегор и сэр Пол Маккартни. Фестиваль «AngloМосква» - ее очередной, и, надеемся, не последний проект.

Пелагея (в центре), Аманда Элиаш и Алена Мучинская

Гевин Турк и Незнакомка в черном

Марта Файнс (режиссер и клипмейкер, фильмы «Онегин» и «Хромофобия», показ которых состоялся под эгидой фестиваля в библиотеке Сергея Эйзенштейна), Стивен Джонс (британский дизайнер, известный своими шляпками) и Полина Амос, Аманда Элиаш, Майкл Найман

Алена Мучинская - Хьюго Рифкинду (редактор газеты «Таймс»): "Нам - вперед!"

Эротический фотограф Светлана К-Лие – эротическому фотографу Аманде Элиаш: «Я люблю женское тело»

На обнаженную Полину Амос зрители должны были наклеить клейкую ленту (в салоне Изящных искусств»)

Марта Файнс, Паулина Амос, Аманда Элиаш - фото на память о Москве

Светская львица Анна Джексон-Стивенс (в центре) - англичанка, занимающаяся в Москве издательским бизнесом, на вечер встала за стойку бара

- В роли бармена ты за вечер можешь познакомиться с сотней человек за час, - говорит Анна, которая на следующий день блистала в роли презентера "Фашен-дискашен" в пафосном "Шоколаде"

Вениамин Смехов пришел в библиотеку им.Эйзенштейна на кинодискуссию. Сидел в последнем ряду в окружении карикатур Алексея Меринова и отказывался участвовать в диспуте: "Про кино пусть режиссеры рассказывают"

Зато во время премьеры фильма "Россия 88" актер перебрался в первый ряд - картина вызвала на его лице бурю эмоций.