Снято, но далеко не стоп: режиссер-клипмейкер Ирина Миронова о страсти к профессии и неукротимом вечном двигателе внутри
– Недавно в эфир Первого канала вышел ваш документальный фильм “Кристина Орбакайте. Главная роль”, приуроченный к юбилею артистки. Помимо четко выстроенной драматургии и продуманной визуальной составляющей, он примечателен тем, что вы работали над ним совместно с дочерью, Дарьей Грушевской. Расскажите, каково это – создавать творческий проект совместно с близким человеком? Это проще или сложнее?
– Работать с родственниками мне очень нравится, я считаю, что это полезно. Приятное взаимодействие положительно сказывается и на результате. Я не в первый раз сотрудничаю с близким человеком. Больше 15 лет работаю со своим родным братом Ильей. Он пришел ко мне на продакшен, когда ему было 18. Разница у нас – 10 лет. Я научила его практически всему, что знала сама. Дальше мы вместе создавали эту индустрию в стране. Он работал со мной как режиссер монтажа, разумеется, это была парная игра. Я всегда давала комментарии, задания, проверяла и поправляла. Мой брат освоил все возможные виды специальных программ, самых профессиональных и новых, он за этим тщательно следит. Мы даже оборудовали в моем загородном доме целый этаж студии постпродакшена, где буквально жили. Сейчас мой брат – востребованный режиссер монтажа, у него много проектов, особенно в сфере рекламы. Я, конечно, тоже продолжаю с ним сотрудничать.
Моя дочь с самого рождения попала на съемочную площадку. И это не преувеличение. Я попросила мужа Михаила Грушевского снимать на нашу домашнюю камеру. Руки у него, конечно, тряслись, потому что момент волнительный. Дашенька родилась – это видео вошло в фильм-иллюстрацию моей книги “Жизнь по правилам съемки”.
Я снимала дочь с утра до вечера. В раннем детстве она поучаствовала в трех моих видео. Например, в два года – в клипе для Кати Лель “Две капельки” с Павлом Буре в главной роли. Играла девочку, которая чуть не попала под автомобиль. Естественно, никто из родителей не хотел, чтоб его ребенок снимался в такой сцене. А сумасшедшая мама-режиссер может себе позволить совершенно без риска для дочки все-таки снять ее в кадре в такой ситуации.
Сначала Дашу никто не спрашивал, хочет она сниматься или нет, я просто заводила ее в кадр, и все. Но потом она подросла и уже к третьему клипу сказала, что у нее есть выбор и она сниматься не хочет. А собирается снимать сама. Очень скоро Даша взяла в руки фотокамеру и видеокамеру – в доме всегда было достаточно оборудования. Она подходила и к монтажному столу. В общем, все детские годы провела в доме, где целый этаж – студия постпродакшен. Она все это впитала, но я думаю, что еще у нее от природы есть талант мыслить визуально. Он у нас генетически заложен, и я первая обнаружила это в себе. До меня в семье никто не был причастен к кино и съемкам. Но все мои младшие родственники, начиная с брата и дочери, оказались продвинутыми в этой сфере.
– Ваша дочь неординарная личность – она сейчас активно погружается в клипмейкинг, учится в Литературном институте, а до этого профессионально занималась музыкой, побеждала в международных конкурсах. Поделитесь своими правилами воспитания творческой личности? Это абсолютная свобода или иногда все же контроль и давление?
– Дарья успешно участвовала в огромном количестве международных музыкальных конкурсов как пианистка. Я долго расстраивалась, что в 14 лет она заявила, что больше не хочет заниматься музыкой и не планирует поступать в консерваторию. Она хотела в Литературный институт, и в итоге учится там. Даша совсем не стремилась в мир кино. Нельзя сказать, что ей не было интересно. Просто это было настолько органичным ей с раннего детства, что казалось само собой разумеющимся – даже не надо учиться. У нее были мысли: “Зачем мне идти во ВГИК, чему там могут научить, когда я уже 18 лет живу с матерью, которая создает индустрию клипмейкинга буквально с нуля?”
Даша была долгожданным и очень осознанным ребенком, рожденным в любви. Мише было 36, а мне 28, не совсем “зеленые” родители, вполне себе пожившие. Мы уже ощутили ценность таких “суперслов” и “суперкоординат”, как любовь и личная свобода. Правда, она начинается ровно в тот момент, когда дети уже что-то могут и владеют инструментом выбора. Важно понимать, что когда ты что-то выбираешь, с этим в комплекте идет обязательное условие – ты что-то отдаешь взамен.
Мы с мужем учили ее таким базовым вещам. Но при этом и сами всегда любили жить и видеть мир через призму какой-то “детскости”. Мы так и общались между собой, у нас не было “суперстрогого” воспитания для дочери. Но всегда были правила. Хочешь покататься на автомобиле с ветерком – чтобы не сбить пешеходов, надо выучить обязательные правила дорожного движения. А все остальное можно – почему нет. Придумывай, твори, существуй, изобретай, будь свободен в своих фантазиях.
Она любит музыку, сейчас неожиданно запела. Взяла педагога, ей нравится, неизвестно, к чему это приведет. Опять взялась за инструмент, играет. Это, конечно, компенсация каких-то необходимых технических задач, с которыми она сегодня столкнулась. Постоянная работа за монтажным столом требует какого-то баланса.
– Хотели ли вы, чтобы дочь тоже стала клипмейкером?
– Дарья сама собрала себе монтажную студию под руководством дяди – моего брата Ильи – и освоила профессиональные монтажные программы. Теперь она сотрудничает со мной. Мы начинали с роликов, которые она снимала как оператор и затем монтировала. Это были backstage, сделанные на моих клипах. Потом она уже переключилась на более сложные задачи. Спустя год стала монтировать крупные проекты со мной. Сейчас я ее задействую чаще всех остальных в качестве режиссера монтажа. Дело даже дошло до большого документального арт-фильма для Первого канала к юбилею Кристины Орбакайте.
С дочерью у меня отличные рабочие отношения. При этом мы улыбаемся чаще, чем это можно себе представить на рабочем месте. Между нами отличное взаимопонимание, она мой соавтор. Я думаю, что секрет очень прост. Если человек с детства находится в “естественной среде обитания”, где постоянно идут съемки, то он многое впитывает в себя.
Но я не хочу, чтобы она обязательно стала клипмейкером. Я желаю своей дочери прежде всего найти себя и свой самый сильный источник вдохновения. Я просто могу еще шире распахнуть двери, которые и так для нее открыты.
– Чей талант Вы раскрыли как режиссер на своих съемочных площадках?
– Я начинала с того, что брала на работу людей, в основном молодых, которые хотели со мной сотрудничать. Клипмейкингу тогда вообще никто не учил, даже не было никаких курсов. Поэтому была единственная возможность – попасть ко мне на съемочную площадку.
Еще в начале своей карьеры я стояла у истоков канала «Русское музыкальное телевидение» с Игорем Крутым. Возглавлял этот проект Сергей Кальварский, который позвал меня создавать и продюсировать программы. Тогда я искала тех, кто бы стал “свежей кровью” и “молодой порослью”. На моей совести случились два человека. Первой была Тина Канделаки, которую я впервые поставила в кадр перед телевизионной камерой на кастинге ведущих музыкальных новостей. Она пришла с радио, уже была популярна. Мне ее порекомендовали и привели. Второй человек, который с легкой руки встал под телевизионную камеру, – Иван Ургант. Он пробовался на программу “Звездные войны”, которую я продюсировала для несостоявшегося “Русского музыкального телевидения”. Они были оба так хороши, что задержались навсегда перед съемочной камерой.
Третий человек “в моей практике” – Ксения Собчак. Но это случилось немного позже, когда я была генеральным продюсером канала “МУЗ-ТВ” с 2005 по 2007 год. Новый формат реалити “Блондинка в шоколаде” был создан, чтобы снимать известного человека 24 часа в сутки в отсутствие Instagram* и Stories. Но никто, кроме Ксении Собчак, на такое не отважился. Этот реалити-формат был “подстроен” под нее. Эта троица выведена на большие экраны лично мной. Но, кроме всего прочего, я открыла этот путь еще для огромного количества людей, которые стоят за камерой.
В какой-то момент я осознала, что учу людей профессии. Примерно 7-8 лет назад я открыла школу “По воскресеньям я снимаю кино”. В программе весь путь – от создания кинематографа до съемки на мобильный телефон.
И вот в прошлом году я открыла онлайн-платформу Mironova Online School. Это даже не школа, а академия по производству видеоконтента с помощью любой съемочной аппаратуры, включая бытовые гаджеты, мобильные телефоны. Есть подготовка по направлениям сторисмейкер, клипмейкер, видеомейкер и фильммейкер, и еще более 50 классов, связанных со смежными профессиями.
– Вы активно преподаете, помогают ли эти же правила в работе с Вашими учениками? Или же к детям и взрослым нужен свой подход?
– С учениками я работаю совершенно по другим правилам и схемам, чем с детьми, в частности, со своей дочерью. Вы удивитесь, но взрослым нужно больше развлекательности. Детям надо доносить информацию максимально конкретно и внятно. Но при этом я всегда задаю вопрос, что они сами хотят знать. А вот отвечаю я очень точно и по-взрослому. Дети быстрее и активнее “едят” информацию.
Взрослым надо давать примеры и мотивацию. Их мозг очень устает от бесконечного потока информации. Поэтому я пытаюсь их развеселить, приободрить, провожу упражнения для отдыха и расслабления. Мы прыгаем и бросаем мячи. Но все равно это уроки, связанные с актерским мастерством, с пониманием драматургии, с психологией работы с большими коллективами. Я сама провожу все занятия в школе “По воскресеньям я снимаю кино”. Раз в год собираю группу офлайн и лично занимаюсь по три часа каждое воскресенье. Это 10 занятий, 30 часов, здесь я чувствую себя, как на концертной площадке. Не на съемочной, а на концертной. Я как артист, который должен развлечь публику и донести все, что могу. Каждый слушатель получает возможность в течение всего процесса обучения реализовать собственный проект, я консультирую по всем нюансам.
– Какие человеческие качества нужны для преподавания? Достаточно ли быть просто крепким профессионалом или есть нечто большее?
– Для преподавания и режиссуры нужны очень схожие качества. Я не ощущаю себя педагогом в прямом смысле этого слова. Но я всегда была режиссером. Это человек, который не только ставит задачу, но и показывает путь ее решения. И в офлайн-школе “По воскресеньям я снимаю кино” и в MIRONOVA ONLINE SCHOOL каждый студент имеет возможность оказаться на съемочной площадке. А это лучшая возможность приобрести опыт.
– Первая в России выставка о клипмейкинге I’MIRONOVA music video monster – смелый и дерзкий проект. Было ли страшно его начать: вдруг не окупится, зрители не пойдут?
– Проект долго не запускался из-за пандемии. Он был запланирован офлайн – в интерьере Центра современного искусства М’АРС. Пришлось множество раз откладывать запуск, пересматривать свои финансовые возможности, прогнозировать количество зрителей с учетом новых реалий. Сопутствующие трудности – поиск спонсоров и партнеров. В итоге мы воспользовались моментом ослабления ограничений. При таком щадящем режиме и соблюдении всех тех санитарных требований рискнули открыть выставку 18 марта 2021 года.
Долгое время люди были заперты на самоизоляции, соскучились друг по другу и по мероприятиям. Выставку стали активно посещать. Мы получили большую обратную связь в виде постов, сториз и фотографий, сделанных в экспозиции. Многие воспользовались нашим специальным фотокорнером с надписью I’M VIDEO MONSTER.
Мы провели на выставке несколько активностей. Состоялся показ документального арт-фильма “Кристина Орбакайте. Главная роль” с моим рассказом о создании картины. Еще у нас прошло солнечное летнее коктейль-пати от Ирины Мироновой на крыше М’АРСа при участии наших партнеров “Абрау-Дюрсо”. Выставка живет, мы рискнули, но не проиграли.
– Какие экспонаты было сложнее всего подготовить к выставке?
– Первая сложность – это огромное количество фото. Всего у меня в домашнем архиве находится больше 20 тысяч оцифрованных и сохраненных кадров. Было непросто выбрать из них более 300, которые попали в экспозицию в виде коллажей или по отдельности.
Вторая сложность – отобрать из массива видеобэкстейджей те, которые было бы интереснее всего представить зрителю. Мы хотели удовлетворить потребности как продвинутых в теме клипмейкинга,так и новичков. Надо было сделать познавательно и нескучно, подобрать аутентичный материал, создать эксклюзив. Я считаю, что цель любой выставки – вдохновить человека на свои собственные победы.
Третья сложность – представить инструментарий клипмейкера наглядно, дать его почувствовать. Я сосредоточилась на том, чтобы показать маленькие, как бы незаметные винтики, пружинки и проводочки, из которых состоят сложные системы монтажных студий, съемочного оборудования. У нас было просто бесконечное количество “миниатюрных” экспонатов: запчасти от маленьких видеокамер, видеокассеты, платы и монтажные электронные системы, кассеты Betacam, фрагменты пленок с возможностью рассмотреть кадры через лупу на монтажном столе. Это такой стол с подсветкой, на котором раньше резали пленку.
Вся эта на первый взгляд “мелочь” очень важна для меня. Это метафора знаний и необходимых умений клипмейкера. Все сложное состоит из простых частей, на которые мы разобрали киносъемочное оборудование.
Самый любимый экспонат – как раз монтажный стол. Это арт-объект: здесь можно увидеть, с какой любовью делаются клипы. Сердце выложено из фрагментов клавиатуры моего монтажного стола, на котором я “собирала” первые клипы. Рядом с рабочим местом висит нарядный домашний халат, весь в блестящих пайетках. Предполагается, что здесь сидела женщина-режиссер и что-то творила. Именно так я метафорически хотела показать свое отношение к своей работе как к празднику и большому счастью.
– Кто из знаменитостей поддержал открытие выставки?
Я пригласила главную музу – Кристину Орбакайте. Для нее я сняла больше клипов, чем для любых других артистов. “Перелетная птица”, “Солнце”, “Все сначала”, “Хватит шоу”, “Нежная”, “Фарс”, “Разрешаю только раз” и новый клип, который скоро выйдет, – “Сон”. И, конечно же, целый фильм “Кристина Орбакайте. Главная роль” к ее 50-летию.
Для всех остальных желающих я решила делать отдельные индивидуальные экскурсии. На них могут записаться не только мои партнеры и клиенты, но и любые посетители выставки.
С Кристиной меня познакомила ее мама, Алла Пугачева, с которой мы работали раньше. Для нее я сняла уже клип “Будь или не будь” с участием Максима Галкина*. Видео ей очень понравилось. Потом мы даже сделали целый фильм из шести клипов, он называется “Алла Пугачева. Сказки про любовь”. После этого Алла Борисовна познакомила меня с Кристиной и попросила снять клип на песню “Перелетная птица”. Надо сказать, что пожелание у Аллы Борисовны было очень конкретное. На мой вопрос, какова цель клипа, она сказала, что нужно сделать ребрендинг, сделать “свежую Кристину”. К тому моменту она была очень популярна, но визуально и стилистически не было понятно, что делать дальше. Нужен был шаг вперед и вверх.
Тогда я предложила нестандартный клип. Кристина восприняла его прохладно: синее платье-клякса и белый парик в стиле аниме, очень странные движения, летающие предметы и мое предложение пригласить в клип Владимира Преснякова… Сам факт его присутствия в клипе вызвал “ого-эффект”. Необычное видео контрастировало с песней, Кристина была в нем абсолютно новая, зрителю пришлось ее рассматривать, внимательно изучать. Это дало клипу долгую жизнь. Спустя какое-то время в ротации, стало понятно, что видео нравится людям. 2003 год, не было интернета, только музыкальные каналы, которые получали сообщения от телезрителей. Многие просили показать этот клип. Когда ролик уже месяц был в эфире, Кристина позвонила мне и сказала: “Да, я теперь поняла, Миронова, это круто работает”. Это был визуальный эксперимент, который сейчас выглядит выглядит обычным. Непонятно даже, с чего было так волноваться. Тогда же было введено какое-то стилистическое новшество, и поэтому Кристина сомневалась. Время поставило все на свои места, клип осуществился, прижился и полюбился.
– Цель выставки – не только развлечь, но и чему-то научить зрителей. Чем вдохновляет экспозиция?
– Цель арт-медиа-выставки – стать еще одним источником вдохновения для каждого, кто соскучился по новым впечатлениям и нуждается в эмоциональной подпитке. В основе экспозиции фотоколлажи и фотографии, сделанные на съемочных площадках за 20 лет в клипмейкинге. Это кадры со съемок самых известных клипов с участием Тимати, Николая Баскова, Филиппа Киркорова, Аллы Пугачевой, Земфиры*, “БИ-2”, Кристины Орбакайте, группы “Сплин”, Леонида Агутина, Владимира Преснякова и многих других. Второй вид арт-объектов – видеобэкстейджи, которые представлены на множестве экранов. Но выставка не была бы полной, если бы она состояла только из фото-, видео- и реликтовой бытовой и профессиональной съемочной техники. Неожиданные арт-объекты созданы из моих личных вещей, предметов из студий и съемочного реквизита. Это элементы декораций и костюмов и мои первые клипы на физическом носителе – кинопленке 35 мм в бобинах. Некоторые из них подписаны знакомыми всем именами, например, Людмилой Марковной Гурченко. Можно найти бобину с клипом для нее и Бориса Моисеева – “Петербург – Ленинград”. Также представлены вдохновляющие меня книги, альбомы, фотографии. Все собрано в последовательности, которая рассказывает историю и погружает в мир создания музыкальных клипов.
*Организация запрещена на территории РФ
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов