Цифровой «Китай-город»: мэрия внедряет слежку по образцу Поднебесной. Только хуже

Камер у нас пока меньше, чем в Пекине

С 28 июня вход в кафе, рестораны и на мероприятия с участием более 500 человек в Москве возможен только по специальному QR-коду и паспорту. В соцсетях сразу появилась шутка, что QR-коды мэр Собянин взял из практики контроля над поголовьем оленей.

Практика слежки за людьми действительно пришла из Азии, но не из тундры, а из Китая. О нашем «Китай-городе» в антиутопическом смысле этого словосочетания - в исследовании «Экспресс-газеты».

Руководители Москвы не раз до начала пандемии ездили в КНР изучать системы «социального рейтинга» и наблюдения. Параллельно развивались любимые детища Сергея Собянина - проект «Умный город» и программа «Умный город - 2030», посвященные сбору персональных данных горожан. При этом прямого импорта разработок из Поднебесной, как утверждают источники в мэрии, никогда не было. Заимствовали идеи, иногда - способы реализации.

Анализ открытых источников и опрос экспертов позволяют сделать вывод: Москва почти Китай, только хуже. В случае продолжения цифровизации и усиления контроля над жителями и гостями города власть над горожанами могут получить криминальные структуры.


Чем Москва похожа на Китай

В Китае уже привыкли к надзору. Фото: Legion-media.ru

Чем Китай отличается от столицы

Сергей Собянин хочет стать «Большим братом» для каждого из нас

Наш особый путь


Кнут без пряников

- Социальный рейтинг в Китае - это не столько про то, что вы что-то нарушили, сколько про ваши хорошие поступки: баллы начисляют за посещение родителей, сдачу крови, помощь больным коронавирусом, - объясняет востоковед, и.о. директора Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов. - В Москве же за то, что помогли старушке перейти через дорогу, вы ничего не получите, а вот за то, что просто оказались не в то время не в том месте, можете пострадать. Наш «мониторинг» - всегда «в минус». В Китае же на новом порядке простой человек может даже заработать, поэтому он не вызывает отторжения.

Алексей Маслов

Мой хороший друг, мелкий бизнесмен, благодаря своим «правильным» поступкам получил кредит на крупную сумму под 3,5 процента на 10 лет. Не менее важно, что в КНР все внедрялось постепенно и открыто: в начале 2010-х о системе социального рейтинга или кредита заговорили, в 2014 году эксперимент начался и до сих пор не закончен, хотя должен был завершиться в 2020-м. Идет постоянная разъяснительная работа, которая никогда не отстает от нововведений, как у нас. Власти заботятся о выстраивании доверительных отношений с обществом, стараются доказать нужность и полезность нового порядка.