Цифровой «Китай-город»: мэрия внедряет слежку по образцу Поднебесной. Только хуже
Практика слежки за людьми действительно пришла из Азии, но не из тундры, а из Китая. О нашем «Китай-городе» в антиутопическом смысле этого словосочетания - в исследовании «Экспресс-газеты».
Руководители Москвы не раз до начала пандемии ездили в КНР изучать системы «социального рейтинга» и наблюдения. Параллельно развивались любимые детища Сергея Собянина - проект «Умный город» и программа «Умный город - 2030», посвященные сбору персональных данных горожан. При этом прямого импорта разработок из Поднебесной, как утверждают источники в мэрии, никогда не было. Заимствовали идеи, иногда - способы реализации.
Анализ открытых источников и опрос экспертов позволяют сделать вывод: Москва почти Китай, только хуже. В случае продолжения цифровизации и усиления контроля над жителями и гостями города власть над горожанами могут получить криминальные структуры.
Чем Москва похожа на Китай
- Развитая цифровизация услуг: записаться на прием к врачу можно на сайте, пройти в метро - показав лицо, проголосовать за цвет лавочек в парке - в мобильном приложении.
- Система тотального видеонаблюдения - более 200 тыс. камер на жилых домах, в транспорте и других общественных местах, оснащенных программой распознавания лиц (узнает человека даже в мотоциклетном шлеме).
- Сбор массива данных о людях: передвижение, покупки, переводы, жизнедеятельность, мнения, круг общения, профессиональная деятельность, промыслы и т.д. Власти знают о москвичах почти всё: где вы живете, во сколько гуляете с собакой, приходите с работы, что покупаете и т.д.
- Есть база данных неблагонадежных горожан.
- Выпуск приложений, следящих за горожанами.
- Блокировка «неправильных» сайтов.
- У властей есть общая картина происходящего: функционирует единый центр анализа всех данных.
Чем Китай отличается от столицы
- Заблокировано большинство социальных сетей: Google, фейсбук*, YouTube, Twitter, WhatsApp, Instagram*.
- Есть система социального рейтинга: списываются баллы за «неправильные» поступки, добавляются баллы за «правильные».
- За «неправильные» поступки наказывают увеличением налогов и процента по кредитам, запретом покупки авиабилетов, невозможностью сделать карьеру и т.д.
- Поощряют за «правильные» поступки: снижают налоги, предоставляют скидки на общественный транспорт и каршеринг, дают социальные льготы и т.п.
- Системы слежения и социального рейтинга имеют правовую основу: «правильность» и «неправильность» четко установлены документами.
- Граждане доверяют цифровой политике государства.
- Диалог с обществом: власти объясняют необходимость и выгодность мер до их введения и корректируют инициативы.
Наш особый путь
- Коррумпированность тех, в чьих руках информация: личные данные из системы можно купить в Интернете за несколько тысяч рублей.
- Употребление туманных формулировок: данные о людях называют «обезличенными».
- Неконституционность и незаконность всех систем слежки за людьми.
- Произвол в определении нарушений: «правильность» или «неправильность» поведения зависит от решений начальства.
- Поражение в правах при отсутствии поощрений: могут незаконно задержать или оштрафовать.
- Отсутствие обратной связи: общественное обсуждение инициатив либо формально, либо отсутствует, либо сильно запаздывает.
Кнут без пряников
- Социальный рейтинг в Китае - это не столько про то, что вы что-то нарушили, сколько про ваши хорошие поступки: баллы начисляют за посещение родителей, сдачу крови, помощь больным коронавирусом, - объясняет востоковед, и.о. директора Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов. - В Москве же за то, что помогли старушке перейти через дорогу, вы ничего не получите, а вот за то, что просто оказались не в то время не в том месте, можете пострадать. Наш «мониторинг» - всегда «в минус». В Китае же на новом порядке простой человек может даже заработать, поэтому он не вызывает отторжения.
Мой хороший друг, мелкий бизнесмен, благодаря своим «правильным» поступкам получил кредит на крупную сумму под 3,5 процента на 10 лет. Не менее важно, что в КНР все внедрялось постепенно и открыто: в начале 2010-х о системе социального рейтинга или кредита заговорили, в 2014 году эксперимент начался и до сих пор не закончен, хотя должен был завершиться в 2020-м. Идет постоянная разъяснительная работа, которая никогда не отстает от нововведений, как у нас. Власти заботятся о выстраивании доверительных отношений с обществом, стараются доказать нужность и полезность нового порядка.
*Организация запрещена на территории РФ