Через пару месяцев отметит 75-летие замечательная актриса Наталья Аринбасарова, ставшая женой и музой для двух режиссеров - Андрона Кончаловского и Эльдора Уразбаева, а также для художника Николая Двигубского. Имена детей Наталии Утевлевны - режиссеров Егора Кончаловского и Екатерины Двигубской - тоже у всех на слуху.
- У вас удивительная судьба. Раньше вас мужья снимали в кино, сейчас - дети. А еще все ваши супруги стремились уехать из страны.
- Да, забавные закономерности. Я - счастливая, не спорю. С детства хотела стать балериной, но из-за порока сердца не вышло. Стала драматической актрисой. Когда была маленькой и ложились летом спать на улице (нас пятеро у родителей было), я смотрела на звезды и мечтала. Все сбылось. Сама поступила в Казахстане в хореографическое училище, через год меня взяли в школу Большого театра. Потом случайно, когда меня перепутали с другой девочкой и вместо нее позвали на кастинг, попала к Андрону Кончаловскому в картину «Первый учитель». Перст судьбы! В 21 год я поступила во ВГИК к Макаровой и Герасимову. Нас называли курсом четырех Наташ - помимо меня, там учились Белохвостикова, Бондарчук и Гвоздикова. И много замечательных ребят, в том числе Николай Еременко. В этом году исполнилось полвека, как мы дипломы получили.
- Ваши родители были против брака с Андроном?
- Да, они возражали. Несмотря на нашу девятилетнюю разницу в возрасте, он им не очень серьезным казался. Развязным. В нашей профессии это называется раскованный или коммуникабельный. Не очень опрятным, так как все время по экспедициям ездил. И самое главное, не попросил, как у нас это принято, моей руки. Мы вообще не знали, кто такие Михалковы и Кончаловские. Не подозревали, что папа Андрона гимн написал. Когда мама узнала о наших отношениях (мы тогда снимали в Бишкеке, откуда до Алма-Аты три часа езды), прислала мне телеграмму, что заболела. И когда я примчалась, четыре дня не выпускала из дома. Андрон все это время ждал в подъезде. Скандал тогда докатился до ЦК КПСС. Моему папе сказали: «Что это за барские замашки у вас не отпускать дочь в кино? Вы же коммунист!» На что папа ответил: «Забирайте партийный билет, но дочку я вам не отдам». После этого я год с семьей не общалась, и только после рождения нашего с Андроном сына Егора отношения стали теплыми. Конечно, я тогда и не подозревала, что трижды побываю замужем. С Андроном четыре года прожила, потом десять лет с художником Колей Двигубским, от которого родила дочь Катю. И 15 лет - с кинорежиссером Эльдором Уразбаевым.
- Тяжело с ними расставались?
- После того как вторую картину Андрона «История Аси Клячиной…» положили на полку, он стал метаться и захотел уехать работать за границу. Его будущая вторая жена - француженка Вивиан Годэ помогала оформить документы. Ведь уехать тогда можно было, только женившись на иностранке. Я стала для него препятствием и прямо сказала: «Ты свободен. Давай разводиться!»
Мой второй муж Коля Двигубский тоже родился во Франции, а после того как переехал в СССР и отучился во ВГИКе, стал мечтать вернуться в Париж. И в 1980 году остался там. Спасибо Андрону. Это он Коле обещал работу за рубежом.
А мой последний муж Эльдор стал после нашего развода в США жить. Уехать его, кстати, тоже уговаривал Андрон. Мол, пора. Что в этой стране делать? Почему я выбирала именно этих мужчин, кому в СССР было плохо? Не знаю! Брак со мной для них как будто стал подготовкой к загранице.
- А сами не мечтали эмигрировать?
- Никогда! Я родом из великого СССР, у меня здесь родители, братья и сестры. Куда я без них? Люблю свою страну, хотя и бывали поклонники-иностранцы. Могла выйти замуж и улететь, но не хотела! Я индивидуалистка. И умная в житейском смысле. Мои дети должны со своими отцами общаться. Егор и Катя выросли в любви, у них были мама и папа. Помню, Егорка, когда был маленьким, заботливо спрашивал, почему у меня такие шершавые руки? Я терпеливо объясняла, что часто стираю. А потом моя приятельница, с которой мы в доме отдыха встретились, поинтересовалась у моего сына: «Егор, у тебя так много вещей, почему ты ходишь в одном и том же?» - «Я испачкаю, маме придется стирать, у нее будут болеть ручки», - ответил он. И такая трепетная забота и любовь с детьми у меня сохраняется до сих пор.
Помню, писатель Юлиан Семенов, который был мужем старшей сестры Андрона и Никиты Михалковых Кати, рассказывал характерный для нашей семьи случай. Оставил трехлетнюю дочку на няню, а сам поехал в аэропорт, чтобы лететь по делам. И вдруг у него сработало нехорошее предчувствие. Развернулся и поехал домой. А там дверь нараспашку. Из квартиры грабители вынесли драгоценности, шубы и прочее. Няня сбежала, а маленькую Дашу преступники не тронули.
- Как оценили книгу Кончаловского «Низкие истины»?
- Плохо. Когда он пишет о творчестве - интересно, но в подробностях личной жизни все это тонет. Он обидел многих уважаемых женщин, у которых потом появились семьи, дети. Я ему в лицо сказала, что он поступил недостойно и некрасиво. Он извинился. Но меня до сих пор возмущает, что посмел впустить в мое личное пространство чужих людей. И теперь любая тетка ко мне может подбежать на улице и посочувствовать. Мол, какой Кончаловский козел и какая вы хорошая! Так не раз и случалось.
- Вы называли девятилетнюю разницу с Кончаловским пропастью. Что уж тогда говорить про его нынешнюю супругу, которая моложе Андрона Сергеевича на 36 лет?!
-Я бы, как Юля Высоцкая, не смогла! Выйти за старика, зачем?! В молодости сам Андрон мне показал одну женщину, у которой муж был на 25 лет старше. И она все время изменяла, хотя его не оставляла, продолжала о нем заботиться. Андрон говорил: «Представляешь, выскочила зачем-то за него, а теперь гуляет, как хочет. Но ее можно понять». Я тогда с ним соглашалась - это кошмар, и отмечала, что рядом с пенсионером и сама можешь быстро состариться. Но теперь радуюсь, что рядом с Андроном уже четверть века есть Юля. Она его обожает. Он сделал ее, шикарные роли до сих пор дает. А Андрон успокоился.
Встреча с любимыми
- Как отметите юбилей?
- В ресторане с друзьями. А с родными на даче шашлыки пожарим. До этого с дочкой в Турцию слетаю. Хочется побывать на море. А еще в компании с подругой меня ждет круиз на теплоходе по Волге. И как раз вернемся к моему торжеству. Я личные праздники люблю. Вот пять лет назад собрала близких в одном заведении и после того как на экране показали нарезку из моих фильмов, внуки Тимофей и Машенька очень трогательно читали мне стихи Пушкина.
- Получать подарки любите?
- У меня все есть. Главное - здоровье. Да и зачем напрягать людей? После прошлого юбилея целый угол моей комнаты оказался занят не очень нужными презентами. Поэтому сейчас прямо сказала детям, что было бы неплохо, если бы у меня появился новый телефон, не обязательно дорогой. А так в первую очередь жду встречу с любимыми людьми.