Умерший муж Пугачевой начинал с Ангелиной Вовк
- Просто мне везло, и я очень часто оказывался в нужное время в нужном месте, - рассказывал «Экспресс газете» Александр Борисович. - Родился я в Ленинграде на Гончарной улице возле Московского вокзала. Мы жили в одном доме с Мишей Боярским. А еще у меня был друг Сергей Соловьев. И уже в 14 лет у нас с ним было две мечты: первая - украсть яхту и уплыть на ней во Францию, а вторая - поступить во ВГИК и стать кинорежиссерами.
Первая по тем временам была практически неосуществима. Но и вторая чуть не накрылась. По постановлению правительства, в институты тогда принимали только с двухлетним трудовым стажем. А тех, у кого его не было, забирали на три года в армию. Таким образом, поступление откладывалось аж на пять лет. Терять столько времени мы не хотели и, чтобы к окончанию школы приобрести необходимый трудовой стаж, в 15 лет перешли в вечернюю школу и устроились работать на только что открывшееся Ленинградское телевидение: Сережа - экспедитором, а я - рабочим, постановщиком декораций. В своем служебном удостоверении перед словом «постановщик» я подписал слово «режиссер» и был страшно этим горд.
Я поступил во ВГИК в мастерскую Льва Кулешова, классика нашего кино, учителя Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Леонида Оболенского и многих других знаменитостей. У него я научился не только кинематографу, но и любви к жизни.
Лев Владимирович был одним из первых в нашей стране автогонщиков. Всегда был окружен первыми красавицами Москвы. Его квартира была наполнена сувенирами и подарками от его знаменитых подруг. Как-то мое внимание привлекла фотография красивой обнаженной женщины с надписью «Лева! Запомни меня такой всегда!». «Кто это?» - смущенно спросил я. «Да это Лилька Брик мне подарила! - отмахнулся Кулешов. - А вот смотри: это пуанты Галины Улановой!».
Знал он толк и в хорошей еде. В частности, передал мне рецепт самой лучшей в мире закуски под названием «кулешовка». Делалось это так: у горячей картофелины срезалась верхушка, из-под нее чайной ложечкой вынималась внутренность, туда бросалось маслице, селедочка, капусточка, брусничка, все это закрывалось верхушкой как крышечкой и пролетало под стопку водочки.
На 3-м курсе ВГИКа я чуть не стал актером: снялся на Одесской киностудии в одной из главных ролей в фильме Григория Поженяна «Прощай», где моей партнершей была юная Ангелина Вовк.
Тогда же я увлекся документальным кино. Вместе с моим сокурсником Омаром Гвасалия мы сделали на Ленинградском телевидении острую полемическую картину о нашем поколении «Все мои сыновья». Она имела огромный общественный резонанс и получила множество призов на фестивалях.
После такого успеха мне поручили снять фильм про выдающегося кинорежиссера Григория Козинцева, который тогда работал над фильмом «Король Лир». Григорий Михайлович с некоторой обидой воспринял, что к нему прислали совсем молодого человека, и сказал, что никаких интервью мне давать не будет. Но я нашел выход из положения и построил свой фильм на интервью Герасимова, Юткевича, Каплера и других людей, которые хорошо его знали.
Иногда мне приходилось действовать методами папарацци. Например, Козинцев категорически запретил что-либо снимать у него дома. А там было множество интересных вещей - призы на разных фестивалях, письма Бориса Пастернака, картины из коллекции Ильи Эренбурга, на сестре которого он был женат. Тогда я устроил засаду у его дома, дождался, когда он уедет на «Ленфильм», зашел к нему домой и сказал его жене: «Григорий Михайлович только что разрешил нам здесь поснимать». И мы сняли всю его квартиру. Вечером Козинцев устроил страшный скандал. «Это хамство! - возмущался он. - Больше я вас на пушечный выстрел к себе не подпущу». Но мой фильм ему так понравился, что после премьеры он сам мне позвонил и спросил: «Саша, что я могу для вас сделать?». В итоге он написал мне рекомендацию в Союз кинематографистов.
Потом, по распоряжению ленинградского обкома партии, был закрыт и уничтожен мой документальный фильм «Мосты», потому что вместо агитки о достижениях промышленности и трудовых победах я снял фильм об одиночестве людей в большом городе. Но на худсовете за меня вступился сценарист Александр Шлепянов, автор фильма «Мертвый сезон», и предложил нам с Омаром Гвасалия делать на «Мосфильме» игровой фильм «Вид на жительство» по его совместному сценарию с Сергеем Михалковым.
Мы хотели снимать в главной роли Высоцкого, но нас вызвали в КГБ и сказали, чтобы мы забыли и думать об этом. «Ну, за что они меня так ненавидят?!» - чуть не плакал Высоцкий, когда я сообщил ему об этом. Ничего не получилось и с идеей снять в этой роли художника Илью Глазунова. В итоге главного героя сыграл начинающий актер Альберт Филозов, для которого эта роль стала звездной.