Нашумевшая постановка МХАТа: стоит ли смотреть спектакль с Ольгой Бузовой
К счастью, удивлять зрителя видом экс-ведущей «Дома-2» в кителе и с трубкой в зубах не стали: в постановке она играет Бэллу Шанталь — псевдопевицу, не попадающую в ноты, и смотрится в этой роли, должно признать, весьма органично. Впрочем, это не спасло спектакль от шквала негативных отзывов.
«Хорошо, что Станиславский до этого не дожил», — высказался Сергей Безруков.
«Я прекращаю сотрудничество с театром, не могу позволить себе быть на одной афише с порноактрисами», — заявил режиссер Антон Адасинский.
«Сцена не для самозванцев! В театре хочу видеть только профессионалов», — требует телеведущая Елена Летучая.
Масла в огонь подлили и просочившиеся в Сеть сообщения о гонораре Бузовой: 500 тыс. рублей за шесть репетиций и два спектакля, тогда как профессиональные актеры перебиваются с 20 тыс. в месяц. Впрочем, Лолита Милявская и Валерия решили не позориться и отказались даже от такого щедрого предложения.
«Конечно, мы хайпанули, — не скрывает причины своего выбора худрук Эдуард Бояков. — Новая репертуарная политика МХАТ, тема Сталина и Бузова — здесь сработал целый комплекс факторов. Кроме шумихи в прессе, Оля позволила привлечь и тех, кого раньше было не затащить на порог театра. Мы обязательно продолжим с ней сотрудничество и в новом сезоне».
«Звонок из театра я встретила верхом на лошади, — разоткровенничалась с нами Бузова. — Стараясь удержаться в седле, я не до конца поняла, что от меня хотят, но услышав магическое слово МХАТ, сразу же согласилась на все, ведь выйти на его сцену было моей заветной мечтой. Ради этого пришлось даже отказаться от гораздо более денежных проектов. Признаться, я репетирую уже несколько дней с утра до ночи, и мне даже некогда почитать, что пишут в интернете, но рекомендую не строить догадки, а оценить все своими глазами».
Как бы то ни было, но хайп действительно сработал — билеты на премьерные показы раскупили за два часа, а цена у перекупщиков доходила до 75 тыс. за место. Ольга даже пожаловалась, что не смогла никого пригласить, кроме мамы, из-за такого ажиотажа. Наш корреспондент решил послушаться совета Бузовой и посмотрел генеральную репетицию собственными глазами.
Спектакль затрагивает молодые годы Сталина, о которых очень мало известно широкой публике, а сюжет разворачивается вокруг революционной борьбы 1902 года в Батуми, где Иосиф Джугашвили был организатором стачек и забастовок рабочих. Некоторые сцены, кстати, довольно точно перекликаются с современной действительностью. Для многих будущий генералиссимус в исполнении Георгия Иобадзе раскроется с совершенно иной стороны — романтиком, поэтом, любимцем женщин и революционером, прекрасно разбирающимся в людях.
Дополняют постановку несуразные появления Ленина, сыплющего цитатами, грузинские танцы и даже выступление группы, исполняющей heavy metal. Безусловно, присутствуют и весьма странные сцены, без которых спектаклю было бы намного лучше. Что же касается Бузовой, то она играет роль комического персонажа — по типу белки из мультика «Ледниковый период», — который неплохо разряжает серьезную обстановку происходящего. Здесь не требуется особой актерской игры, а суммарное время Ольги на сцене ограничивается всего 15 минутами, поэтому никакого негатива она не генерирует.
Больше всего запоминается другое — сцена «после титров», когда Сталин предлагает уволить себя с поста генерального секретаря в связи с недоверием и претензиями троцкистов (реальный исторический факт). Сделать выбор призывают зал. Как и в жизни, отставка не состоялась — «за» проголосовал лишь автор пьесы. «Чудесный грузин» — это тот спектакль, который заставляет задуматься и обсудить, и Бузова тут совершенно ни при чем.