Вслед за актером, писателем и музыкантом Владимиром Качаном - самым любимым и верным другом Леонида Филатова, так же от последствий коронавируса скончалась вдова Леонида Алексеевича - заслуженная артистка России Нина Шацкая.
Она хотела упокоиться на Ваганьковском кладбище рядом с мужем, по которому очень тосковала после его смерти в 2003 году, но решить этот вопрос не удалось. Актрису похоронили на Троекуровском кладбище Москвы.
После смерти Шацкой ее семья не стала обращаться за помощью с похоронами и погребением ни в оба театра на Таганке, ни в «Школу современной пьесы», где актриса когда-то служила. А руководители этих трупп, видимо, не горели желанием проявлять инициативу. Но минимум полмиллиона рублей, требуемых для демонтажа памятника Филатову и восстановления его через год, когда могила снова осядет, у родни усопшей не оказалось.
Пару лет назад обозреватель «Экспресс газеты» беседовала с Ниной Сергеевной в театре «Содружество актеров Таганки» перед конкурсом поэтов и драматургов им. Леонида Филатова. Она сидела перед зеркалом в гримерной и сожалела, что больше не играет ни на сцене, ни в кино. Вот о чем нам тогда довелось поговорить.
- Нина Сергеевна, что вы чувствуете, находясь в театре, который враждовал с соседним, где вы играли вместе с первым мужем Валерием Золотухиным и вторым - Леонидом Филатовым?
- Господи, Святая Богородица! Во-первых, я рада, что люди помнят моего Ленечку и с удовольствием участвуют в конкурсе на лучшего поэта и драматурга. Что касается моей театральной деятельности, то в Театре на Таганке у меня была сложная ситуация. В роли вводили срочно, если что-то происходило с другой актрисой. Даже не помню случая, чтобы я репетировала основательно. Таким же образом появилась моя Маргарита в знаменитом спектакле Юрия Любимова «Мастер и Маргарита». Актриса Наталья Сайко тогда не пришла на репетицию, и Юрий Петрович спросил у меня: «Шацкая, а вы ведь выучили текст сцены с Азазелло?» Я кивнула. Любимов поинтересовался: «И можете нам показать?», я сказала: «Да». И таким образом вошла в эту роль.
- Тот ваш образ сравнивали со статуей Венеры, а вашей игрой восхищались сотни поклонников!
- И несмотря на это, у меня было более сложное отношение к Театру на Таганке, чем у Лени. Он стал одним из любимых артистов Любимова, на которого Юрий Петрович ставил спектакли. Потом Леня там снял свой художественный фильм «Сукины дети». Недавно я начала писать книгу «Прости... прощай, Таганка!». Признаюсь, что в своей памяти я хочу сохранить хорошую память о театре. И в памяти людей хочу остаться именно актрисой Театра на Таганке.
- Филатов относился к категории Моцарта или Сальери?
- Моцартом он не был. Набело не писал - всегда переписывал, и много раз. Между прочим, он замечательно переводил туркменских поэтов. В первый день нашего знакомства он прочитал мне такой свой перевод. Кажется, таким образом хотел, чтобы я обратила на него внимание. Леня не был гением, по крайней мере, так он о себе говорил. Но со временем он стал очень большим поэтом и драматургом.
Презирал деньги
- Помогал ли вам Леонид Алексеевич в актерской профессии?
- Нет, нет и нет. В театре и в кино каждый из нас был сам по себе. По своей природе я - не актриса. Не люблю выступать, фотографироваться, рассказывать о себе, а это все необходимо для успешной карьеры. Хотя жалею, что мало снималась в кино. (Массовому зрителю Нина Сергеевна запомнилась по роли пионервожатой в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» и как работница мехового ателье Элеонора из картины «Инспектор Лосев». - А. З.) Сейчас хотела бы наверстать упущенное, хотя понимаю, что не молода, но ведь и пожилые героини есть в кино.
- Нина Сергеевна, вы были в театре первой красавицей. Осознавали ли это?
- В мое время было много красавиц, и я далеко не первая. В театре самой обворожительной у нас была Татьяна Иваненко (возлюбленная Владимира Высоцкого. - А. З.). Вот она божественно прекрасна. Но у нее такая несчастная личная жизнь. А у меня очень счастливая женская судьба. Почитайте, пожалуйста, мою книгу «Биография любви», где я рассказываю о своем счастье. Писала и редактировала все сама.
- Что вы почувствовали, когда первый раз увидели Филатова?
- Леня пробежал мимо очень быстро, как вихрь. Тогда я была замужем за Золотухиным и отреагировала на его интерес очень строго.
- Сложно вам было уйти от Валерия, который, впрочем, как вы признавались, изменял вам с Ией Саввиной и другими женщинами?
- Совсем не сложно. Леня был во много раз лучше Валеры, и после встреч с ним я быстро это поняла. Если Валера был только актером - пусть и блестящим, то Леня и актер, и режиссер, и писатель, и поэт. Леня стал отцом для нашего с Золотухиным сына - Дениса. Именно Леня и воспитал Дениса, который стал священником. Наши отношения с очень скромным Леней были прекрасны от начала до конца. Любовная лодка о быт не разбилась. А Золотухин не участвовал в воспитании ребенка до тех пор, пока сын не вернулся из армии. Может, поэтому Денис считал отцом Леню и называл его папой.
- Золотухин всюду носил с собой письмо Дениса, где тот написал, что благодарен Филатову за воспитание, но его отец - Золотухин, и он его любит.
- Леня настаивал, чтобы Денис общался с отцом, но тот не хотел. И просил Валеру уделять внимание сыну, но он не спешил это делать. У Золотухина, который был блестящим артистом, было много показного.
Слезы сострадания
- По дому вам Филатов помогал?
- Нет. Ровным счетом ничего не делал. Но это не мешало ему оставаться прекрасным. Поверьте, таких, как Леня, сегодня нет. Например, он презирал деньги. Разве сейчас есть художники, которые не хотят заработать? А Леонид отказывался от корпоративов, от гастролей с большим заработком. Правда, отсутствие денег стало препятствием на пути к тому, чтобы снять вторую картину - «Свобода или смерть». Главное, что нам было очень хорошо вдвоем. На похоронах Лени Сергей Соловьев сказал, что он сделан из чистого золота.
- Как он работал над передачей «Чтобы помнили» об ушедших из жизни коллегах?
- Только две передачи Леня снял здоровым, а все остальные, уже когда был болен (в 1993-м перенес инсульт, в 1997-м - операцию по удалению почки. Больше двух лет жил на гемодиализе, до тех пор, пока ему не пересадили искусственный орган. - А. З.). На каждой программе он терял здоровье, и я за него очень переживала, умоляла оставить эту работу, но он категорически отказывался. Когда снимал новый выпуск, каждый раз плакал от сострадания к своим героям.
- Смотрели ли вы фильм Николая Лебедева «Экипаж» - ремейк фильма Митты?
- Нет и не буду. Ремейки всегда хуже. Леня был прекрасен в этой роли, хотя и сыграл своего антипода. Он же и близко не был бабником. С «Экипажем», кстати, случилась смешная история. Однажды директор фильма Борис Криштул пришел к Любимову отпрашивать Леню на съемки и пересказал сюжет, что герой Филатова соблазнил молодую девушку, а потом пообещал жениться. На что Любимов ответил: «Филатов не женится на той девушке, потому что он любит Шацкую».
- Снится ли вам покойный муж?
- В последнее время снится каждую ночь, и я утром иду в церковь и молюсь. Да и Валера почему-то стал сниться. Часто разговариваю с Леней, прошу о помощи. Он крестился в 35 лет, а еще мы обвенчаны. Нас венчал дома мой сын Денис, когда Леня был очень болен. Он сидел на стуле во время таинства, а я стояла рядом. Надеюсь, что мы встретимся на небесах, раз повенчаны. Я не боюсь смерти, но не спешу. Всему свое время. Верю, что Леня меня ждет на небе, и он своим трудом, отношением к людям заслужил для меня место там…
Обманула экс-супруга Бориса Невзорова
В 2006 году, до того, как Шацкая выпустила мемуары, она жаловалась «Экспресс газете», что тогда доверила их написание первой жене знаменитого актера Бориса Невзорова - кинокритику Марине Невзоровой. Нина Сергеевна долго рассказывала ей историю своей любви, вспоминала яркие эпизоды из жизни с Филатовым, а Невзорова все записывала и литературно обрабатывала. Издатель заранее выплатил обеим дамам солидный задаток, на который Невзорова, по словам Шацкой, купила новенькую иномарку и хорошо отдохнула на заграничном курорте. При этом денег у нее якобы осталось еще на одну машину. Опусы Марины привели Шацкую в шок:
- Это был сухой и очень бесстрастный текст. Откровенная халтура! «Мариночка, - сказала я ей, - вы только не обижайтесь, но ваша писанина мне не нравится. Я долго думала, прежде чем вам об этом сказать, но все же решилась». Книгу о Леониде Алексеевиче я теперь буду делать сама…
Тогда Невзорова попросила дневники, письма, телеграммы Филатова для написания другой книги и с этими бесценными документами исчезла... Вопрос, удалось ли Шацкой вернуть архив мужа, повис в воздухе. Известно лишь, что Невзорова уже давно живет в Лондоне.