Игорь Лифанов: «Для актера игра как наркотик»
– В фильме «Девушка на миллион» Вы играете богатого бизнесмена, но в жизни пришлось поработать простым рабочим.
– В 9-м классе я пришел в Народный театр, где началась моя актерская карьера. После школы твердо решил поступать в театральный институт, но там мне сказали, что через год все равно заберут в армию, лучше сначала отслужить, а потом поступать. Чтобы не сидеть без дела между спектаклями и репетициями в Народном театре, решил устроиться на механический завод «Экватор». Работа была тяжелая, но больше всего на заводе меня угнетала монотонность: каждый день одно и то же по одному и тому же скучному графику.
– В творческих профессиях тоже есть рутинность, когда нужно несколько раз повторить одни и те же эмоции и текст в разных дублях в кино, а в театре актеры по несколько лет играют один и тот же спектакль.
– Это совсем другая рутина. Вот вчера у меня был спектакль, выхожу мокрый от пота, а навстречу мне идет монтировщик и спрашивает: «Устали?» Как можно от этого устать?! Да я еще бы два спектакля подряд сыграл или отработал двенадцатичасовую смену в кино. Для актера игра – это как наркотик, постоянно нужна новая доза, и чем больше, тем лучше. Новые роли, новые сюжеты, от которых ловишь кайф. Нравится себя пробовать в разных жанрах. Фильм «Девушка на миллион» – романтическая комедия. В спектаклях я часто играю в комедиях, а в кино чаще в криминальных и военных картинах. Тут же мне есть где разгуляться. Мой персонаж Аркадий Львович еще тот придурок, вышедший из 90-х и продолжающий жить по тем же законам.
– Ваш герой в фильме «Девушка на миллион» – очень неприятный тип. Нет желания смягчить негативный образ? В жизни мы всегда себя оправдываем, так устроен наш мозг, а когда актер играет плохого персонажа, проживает его жизнь, возникает ли желание оправдать его поступки? Может, он такой стал, потому что юность пришлась на трудные 90-е годы, были психологические проблемы в детстве...
– Нет, это же комедия, а не философская картина. Здесь все должно быть предельно ясно, чтобы маленький мальчик посмотрел на Аркадия Львовича и понял, что вот он – мерзавец, и таким быть не надо, а вот этот хороший, и на него надо ровняться. Этим и интересна мне эта роль, показать такого типа, чтобы у зрителя вызвать прям отвращение.
– Существуют идеальные роли для актера? Это не из серии, что каждый актер хочет сыграть Гамлета, и не про роль, которая принесла успех. Это вопрос о творческой мечте. Когда прочитал книгу или посмотрел фильм и подумал: «Эх, вот я бы воплотил этого персонажа как надо! Мы просто идеально созданы друг для друга».
– Каждому артисту кажется, что он самый умный и талантливый и только он один знает, как нужно играть, а другие все делают не так. Конечно же, хотелось бы сыграть крестного отца или какого-то очень драматичного, может, негативного, но при этом чувственного персонажа. Знаете, какая самая любимая роль артиста? Когда ему не мешают играть! Бывает, подойдешь к режиссеру с предложением, а он отмахнется, даже не выслушает, или выслушает, но скажет, что ерунда. И будто крылья подрезали, становится так обидно, внутри все сжимается. В этом плане хорошо на съемочной площадке «Девушка на миллион», режиссер Мария Ефремова легко принимает все инициативы, ее любимая фраза: «А давай попробуем! Сделаем дубль, не понравится – на монтаже вырежем». Вот такая работа доставляет удовольствие, когда все вместе создаем кино, когда мнение каждого важно.
– Мария Ефремова не только режиссер, но и играет роль жены Вашего персонажа. Говорят, на съемках бушуют страсти.
– Наши герои разводятся со скандалами и взаимными обвинениями. Они устали друг от друга, отношения себя изжили, а может, их и не было. Мой Аркадий Львович старше Алисы (Мария Ефремова), уже на момент их знакомства был сказочно богат, а она тогда была вчерашней студенткой, победительницей местечковых конкурсов красоты. Ему хотелось жену-модель, ей, девочке из Люберец, красивой жизни. Каждый получил то, что хотел. Только ко всему быстро привыкаешь: и к женской красоте, и к роскошной жизни. В этой паре не было изначально чувств, духовной близости. У нас с Марией получился хороший тандем, мы оба взрывные, эмоциональные. Во время сцены расставания она так резко ставила стакан на стол, что мне казалось, вот-вот он разобьется и она порежет руку. А когда ее героиня сказала, что наставила моему персонажу рога, я внезапно схватил ее за шею, хотя этого не было в сценарии. Получилось очень крутая сцена, нам аплодировала съемочная группа. Всем казалось, что мы убьем друг друга, но только камера стоп – и мы уже мило болтали, смеялись и пили кофе в перерыве, а в следующем дубле снова орали, кидали предметы друг в друга.
– В фильме «Девушка на миллион» главный герой Виктор Смоленский (Илья Алексеев) дал задание найти ему идеальную жену. Влюбится он, конечно, в полную противоположность – жену Вашего героя. Что думаете о людях, которые ждут идеала?
– Пусть дальше ждут, а лучше посмотрят наш фильм «Девушка на миллион». Тогда поймут, что мы любим не идеальных, а тех, рядом с которыми сердце бьется чаще, от одного взгляда сносит голову, смотришь и не можешь наглядеться. Любишь человека не потому, что он самый красивый, умный, талантливый, а потому что он ТВОЙ, и тебе с ним просто хорошо.
– Игорь, у вас есть мечта, которую хотели бы осуществить, но не хватает финансов? Если бы Вы были настолько богаты, как Ваш герой, на что бы потратили деньги?
– Моя мечта уже осуществилась – я снимаюсь в кино! Когда в юности работал на заводе, утешал себя мыслью, что все равно поступлю в театральный и во что бы то ни стало стану артистом, нужно просто немного подождать, отслужить в армии – и вперед, навстречу мечте! Для артиста самое главное в жизни играть, быть востребованным. Я буду на сцене и съемочной площадке до последнего вздоха. Здесь я живу, дышу, творю. Мое богатство – это миллионы зрителей, которые смотрят мои фильмы и ходят на мои спектакли.
Источник фото: Лариса Кудрявцева