Ада Якушева: Ревновать Визбора было бесполезно!
Известный бард и поэтесса от скуки разговаривает с телевизором.
Имя одной из основательниц современной авторской песни - Ады ЯКУШЕВОЙ давно обросло легендами. Юрий ВИЗБОР считал ее своей музой и самой любимой женой. Накануне своего 75-летия Ада Адамовна согласилась дать только одно интервью - «Экспресс газете».
- Вы по-прежнему стараетесь не общаться с прессой? Почему?
Ада ЯКУШЕВА |
- А нога сломанная как?
- По-всякому. (Семь лет назад Якушева сломала бедро. Не смогла даже поехать на кладбище проводить в последний путь мужа Максима Кусургашева. - Б.К.) Мне сказали, что такое в серьезном возрасте никогда не заживает. Где-то читала, что возлюбленная Маяковского даже покончила с собой из-за похожей травмы… Бедро-то я дома сломала, зацепилась за стул и грохнулась. Приходится подстраховываться, ходить с третьей ногой, с палочкой. - Известно, что вы перепевали саму Пугачеву. Это правда?- Не перепевала, а пела с ней на сцене на два голоса: я - первым, она - вторым. Потом наоборот. Нас посылали вместе от радиостанции «Юность» на картошку. Дружили мы долго. Но я все же чуток постарше ее… Да и кем была Алла в 60-е годы? Она только начинала. А Якушева полстраны к тому времени уже объездила. Правда, Пугачева - девка была хорошая: не кривлялась, не ломалась. Подружка, одним словом. Мой сын Максим с ее дочкой Кристинкой дружил. - Ада Адамовна, вы, должно быть, состоятельный человек? Столько дисков с вашими песнями продаются.- Не поверишь, живу на пенсию. Она такая же, как у всех, маленькая. Давным-давно какая-то фирма заплатила 20 тысяч. Я так удивилась. Авторские мне никто не платит.Отхватила двух мужиков
Ада ЯКУШЕВА |
- Расскажите про отношения с Визбором?
- Столько уже понаписано! Оказывается, такие интриги вокруг нас были! Искры сыпались! Но мы были очень дружны. Спорили, орали, скандалили - куда же без этого? Наша категоричность зашкаливала за все возможные пределы. Разве два поэта могут жить спокойно рядом друг с другом? Славу богу, что не дрались. Но от такого человека, как Юра, можно было многое и вытерпеть.
Ада ЯКУШЕВА |
- Откуда у Визбора такая редкая фамилия?
- В Литве живет дальняя родственница Юры - Гражина Визборас. Мы с ней никогда не виделись. Отца своего Юра тоже не видел. Он был репрессирован и расстрелян где-то в Сибири. Поженились мы в 1957 году. У меня даже когда-то была его фамилия, которую коверкали по-всякому. «Хорошо еще, что Визборгом не называют», - шутил Юра. Но отчество его все же исказили: вместо Иозефовича он стал Иосифовичем. У дочери Татьяны фамилия так и осталась. Ее даже еврейкой в школе считали. - Как вам удалось заарканить такого ловеласа?- За Визбором бегали все студентки, включая молоденьких аспиранток. Но ревновать его было бессмысленно. Он купался в любви. Жил и творил по ее законам. Мне оставалось только страдать. Что я и делала - писала стихи и песни. Да в нашем институте все что-то сочиняли.Мой фанат - внук Вовик
Ада ЯКУШЕВА |
- Кто поздравит вас с юбилеем, как думаете?
- У меня подружек навалом. А из друзей-бардов… Может, они и не в курсе, что мне уже столько лет настучало? Митя Сухарев подарил мне недавно свои новые книжки, обалденные совершенно. Всех старых друзей очень люблю: Кима, конечно, Юру Ряшенцева, Городницкого, Вадика Егорова, Вероничку Долину. Кого подзабыла, пусть не обижаются. Но столько поздравлений мне и не надо. - Праздновать-то как будете?- Да никак. Дома буду сидеть. Старшая дочка (Татьяна Визбор. - Б.К.), уезжает куда-то отдыхать. В гости придет внук Юра со своей девушкой. Им у меня весело - никто же не ругает. Сын Максимка поздравит. Ему скоро 40 лет исполнится. Работает в Большом театре.
Ада ЯКУШЕВА |
Знаешь, Боря, с датами у меня всегда была путаница. Когда наступает день рождения Таньки, я ей звоню и спрашиваю: «Когда ты родилась?» Записываю даты, куда-то засовываю. И забываю… Но внуков хорошо помню - их ровно пять: трое у Дашки, у Таньки - двое. Ужасно, что на моей кухне всего пять мест. Да, мой средний внук Вовик, которому пять лет, мой настоящий фанат. Как-то я подарила ему диск. Он послушал и сам запел! Да так чистенько.
- Ада Адамовна, когда несколько лет назад я брал у вас интервью, рядом крутился какой-то странный котик...- Кузя, что ли? Вон он, шкодник очумелый. Отец у него русский голубой, а мать белая персиянка. Смесь действительно странноватая… И котик наш любит погоняться почему-то за котиками. Кастрата даже какого-то полюбил.- Раньше вы говорили, что бардовская песня была отдушиной от всего, что нас окружало. А теперь-то как? - Вспомни, где мы тогда пели? По лескам да по полянкам. Больше негде было, власти просто не позволяли. Грушинский фестиваль запрещали потому, что там якобы собиралась какая-то неформальная публика. А ведь ни одной политизированной, протестной песни не звучало. Даже Высоцкий туда никогда не приезжал. А теперь вон как повернулось - Олег Митяев в Кремле поет!
Ада ЯКУШЕВА, Максим КУСУРГАШЕВ |
- И мне хочется от читателей наших и редакции сказать: с днем варенья, дорогая Ада Адамовна! Берегите себя!
- Намекаешь, Боря, что Якушева давно уже исторический человек? Пожелай мне лучше подольше жить и поменьше хромать… Знаешь, время бежит, а рифмовать по-прежнему очень люблю. Вот дарю читателям «Экспресс газеты»:Стало холодно. Что делать?
А кому теперь тепло?То, что было - снегом белым,замело, заволокло.То, что будет, нам, как видим,знать пока что не дано.И, подобно Атлантиде,опускаюсь я на дно.Не права - я это знаю.Хоть жива, да не живу.Помоги ты мне, родная,продержаться на плаву.