Юрий Гагарин спас Надежду Моисееву от брака с Авдотьей Никитичной
Гримера Надежду МОИСЕЕВУ хорошо знает вся отечественная шоу-тусовка. Кто-то сталкивался с ней на концертах в легендарном зале «Россия». Кто-то - на телевидении, где она работала в множестве программ - от «Песни года» и «КВН» до «Времечка» и «Большой стирки». Таким количеством интересных встреч и всевозможных приключений, какое подарила ей судьба, может похвастаться далеко не каждая знаменитость.
- В детстве я жила в проезде Художественного театра, прямо напротив МХАТа, - поведала Надежда Вячеславовна. - А училась на Пушкинской - в женской школе № 635, которую в 1954 году слили с находившейся рядом мужской № 170. У нас учились отпрыски многих знаменитостей. Был случай с Андреем Мироновым, который учился на два класса моложе нас.
Он демонстративно отказался вставать, когда педагог назвал его фамилией знаменитого отца - Менакер. «Я не Менакер, а Миронов!» - заявил Андрей. После окончания школы я поступила учиться на гримера в Московское театрально-художественное техническое училище. От училища меня послали на практику во МХАТ. Там я завязала знакомство с Иваном Тархановым - сыном знаменитого актера Михаила Тарханова и отцом нынешнего депутата Мосгордумы Михаила Москвина-Тарханова. Иван приглашал меня к себе домой в Дмитровский переулок. И я часто попадала на пьянки с участием ведущих артистов МХАТа. Помню, после одной из таких гулянок мне пришлось тащить до метро Алексея Грибова. Он, как только переставал держаться за меня, сразу падал в сугробы. К сожалению, мои отношения с Тархановым оборвались из-за его домработницы, которая помогала ему по хозяйству после развода с первой женой. Эта женщина сама имела на него виды и из-за этого жутко меня ревновала. В итоге она добилась, что Тарханов женился на ней и перестал меня приглашать. Но мне и без него хватало, с кем пообщаться.
Например, летом я отдыхала в Ялте и с утра до вечера проводила время в доме отдыха ВТО в компании с Марисом Лиепой и его мамой. На территорию дома отдыха ВТО посторонних не пропускали. Но я проплывала по морю с городского пляжа на их закрытый пляж. Там я впервые увидела Федора Чеханкова из Театра Советской армии. Он не отходил от Лиепы буквально ни на шаг, потому что был в него влюблен. Федя и в Москве постоянно ходил на его спектакли.
Алла в одних трусиках
- После училища меня распределили на работу в Театр имени Пушкина. Тогда туда пришел целый курс из Школы-студии МХАТ - Высоцкий, Буров, Портер, Вильдан, Локтев. Я с ними сразу подружилась. Мы часто собирались выпить рюмочку-другую после спектаклей. К сожалению, в театре Пушкина Высоцкому дали всего две или три небольшие роли. Помню, он играл Лешего в «Аленьком цветочке».
У Володи был приятель - актер Борис Авдюхов, с которым он часто поддавал. Однажды Высоцкий напился с ним так, что был не в силах ехать домой, и обратился за помощью ко мне. Я поймала такси и довезла его на проспект Мира, где он в то время жил с первой женой Изой Жуковой. «Сейчас я возьму у жены денег и расплачусь», - сказал Высоцкий. Мы с водителем долго его ждали, но он как сквозь землю провалился. Не выдержав, я поднялась к нему на этаж и увидела, что он сидит на подоконнике, а жена его ругает и отказывается пускать домой. Стало понятно, что денег ждать бесполезно. А наездили мы порядочно. Я отдала водителю все деньги, какие у меня были, но их не хватило. К счастью, водитель отнесся к ситуации с пониманием. Он оставил мне свой телефон. На следующий день я заняла у отца нужную сумму и отвезла водителю. А Высоцкий даже не вспомнил о своем долге. Потом, когда он уже работал в Театре на Таганке, я как-то встретила его на улице Горького, сильно поддатого. Он опять попросил у меня взаймы. Но я не дала, чтобы не поощрять выпивку. О том, что Высоцкий - автор многих песен, я узнала лишь несколько лет спустя, когда встретилась на Казантипе с его другом - бывшим звукорежиссером Театра им. Пушкина Володей Синицыным. Он работал там на съемках какого-то фильма с участием Николая Рыбникова и Аллы Ларионовой. А я просто отдыхала. Мне очень нравился директор дома отдыха, в котором мы все жили. Я из-за него туда и приехала. Но его перехватила у меня Ларионова.
В присутствии своего мужа Рыбникова Алла вела себя тихо. Но, как только он уехал на съемки, Ларионова пустилась во все тяжкие - напивалась и на глазах изумленных отдыхающих бегала по всему дому отдыха в одних трусиках. Естественно, директор сразу забыл про меня и принялся ухаживать за ней.
Шпилькой в глаз
В Театре им. Пушкина я проработала четыре года. Потом у меня возник конфликт с новым старшим гримером, которая пришла к нам на мужскую сторону с «Мосфильма». Она хотела сама гримировать артистов. А нас заставляла шить парики и бороды. Ей очень нравился Афанасий Кочетков. Но, когда ему нужно было гримироваться, он звал не ее, а меня. После спектаклей подвозил домой на машине. И на гастролях приходил с вином ко мне в номер. Старшего гримера это задевало. И она все время ко мне цеплялась: мол, не туда ходишь, не с тем разговариваешь. Заведующая гримерным цехом никак не могла понять, что ее не устраивает в моей работе.
«Давайте проверим Надю на женщинах! - предложила она. - Женщинам всегда все не так». И послала меня на женскую сторону к Раневской, посчитав, что она самая скандальная. Но с Раневской у меня все сложилось нормально. «Ой, деточка, ты меня только шпилечкой в глазик не уколи!» - ласково приговаривала она, когда я надевала ей парик. И даже пыталась заманить меня к себе домой в надежде скрасить свое одиночество. Но я всегда предпочитала только мужчин и находила предлог для отказа. И тут как раз познакомилась с композитором Владимиром Чернышевым, который был главным редактором музыкальных программ на Шаболовке. Он пригласил меня за три рубля в день на съемки одного из первых «Голубых огоньков». И когда на телевидении освободилось вакантное место гримера, я с радостью перешла к ним.
Пляттские игры
- Начинала я в редакции литературно-драматических программ, которая снимала телеспектакли с участием ведущих театральных актеров. Плятт был большой приколист. Помню, снимали телеспектакль «Нюрнбергский процесс». Ростислав Янович играл там судью. По роли он долго слушал других персонажей и лишь изредка что-то говорил. Плятту стало скучно, и, когда я подошла его попудрить, он неожиданно предложил: «Давай в перерыве приклеим мне бороду и усы! Посмотрим, как они среагируют!» После перерыва Плятт вышел на площадку с бородой, но никто не обратил на это внимания. Как ни в чем не бывало, провели репетицию и уже собирались начать съемку. «А мне бороду с усами снимать?» - спросил у режиссера Плятт. Сейчас говорят, будто Плятт был невероятно жадным, но это не так. Он регулярно устраивал у себя «пляттские дела». Так у них в Театре им. Моссовета называли сборища с винцом. А в день моего рождения Плятт купил мне в подарок коробку конфет и пирожные. Самое обидное, что мои коллеги восприняли все превратно и посчитали, будто я «развела» Плятта на этот подарок.
- Похожая ситуация была у меня с Борисом Чирковым, с которым я работала в Театре им. Пушкина. Когда на мой день рождения он мне что-то подарил, мои коллеги шушукались: «Надо же! Чирков раскошелился! Что Надя там с ним делает, раз он стал такой щедрый?» Да, артисты, пользуясь тем, что во время работы мы оставались наедине, устраивали со мной сексуальные игры - хватали за ноги и грудь, лезли целоваться. Особенно этим увлекался Леонид Марков. Он вообще приставал ко всем. Из-за скандала на почве секса ему пришлось уйти из «Ленкома». Но и в Театре им. Пушкина он продолжал заниматься тем же. Одновременно ухитрялся встречаться со стюардессой, которая жила со мной в одном доме, и еще с парой девушек из театра. Я тоже была не против с ним пообниматься, поцеловаться. Но на секс не соглашалась. Нужно было где-то прятаться, запираться. «Ну, чего ты ломаешься?! - брюзжал Марков. - Я уже всех в театре переимел. Только ты осталась неохваченной». На Шаболовке за мной ухаживал эстрадный артист Борис Владимиров, выступавший вместе с Вадимом Тонковым в образах старух Авдотьи Никитичны и Вероники Маврикиевны - прародительниц нынешних «новых русских бабок». Он тогда уже разошелся с первой женой, но еще не был женат на сестре Михаила Державина. На каждую съемку приносил мне то цветы, то конфеты. А однажды предложил: «Поехали ко мне!» - «Поехали!» - согласилась я. Мы расположились на кухне, выпили. Меня Владимиров угощал вином. А сам пил коньяк и водку. Рассказывал про свою дружбу с Гагариным. Жаловался, что никто его не любит, что с женами не складывается. Потом пригласил в комнату. Первое, что бросилось мне в глаза: в новых обоях над диваном была прорезана дыра, и через нее был виден кусок старых обоев. На них красовалась надпись: «Если бы ты свою энергию употребил на дело, а не на водку, из тебя получился бы такой хороший мужик!» И подпись: «Юрий Гагарин». Я не стала с Борей больше встречаться - хватило первого раза.
Морда такая красная
- Тесное сотрудничество с эстрадными артистами началось у меня с Иосифа Кобзона, в начале 60-х годов на одном из концертов, где он пел «Куба - любовь моя». Я тогда предложила ему свою помощь и с тех пор постоянно гримировала его в течение 30 лет. Благодаря Кобзону меня стали приглашать Лев Лещенко, Сергей Захаров, Ярослав Евдокимов. Одно время постоянным клиентом был Филипп Киркоров. Он очень боялся полысеть. Вместо того чтобы начесывать и укладывать волосы, начал пользоваться париками. Несколько раз с ним приходила Алла Борисовна и даже лично участвовала в надевании парика: я закалывала его Филиппу с одной стороны, она - с другой. С покойным Мишей Евдокимовым я работала на фильме «Про бизнесмена Фому», где он строил туалет в деревне. Они с режиссером каждый день основательно выпивали. Бывало, Миша приходил на съемочную площадку еще не протрезвевший. К счастью, у него и по роли должна была быть «морда красная такая». И мне не нужно было скрывать ему гримом следы вчерашних возлияний. Сейчас, наверное, не найти артиста или просто известного человека, которого мне бы хоть раз не пришлось гримировать. Куда бы я ни пришла - везде встречаю знакомых. Был смешной случай, когда я работала на передаче Малахова. Андрей хотел меня удивить. «Я тебе привел такого человека! - сказал он. - Вот познакомьтесь!» И подвел Анатолия Кашпировского. Но сюрприза не получилось. «Да мы с Надей близко знакомы уже больше десяти лет!» - усмехнулся экстрасенс. Малахов не знал, что я гримировала его еще во время легендарных телесеансов в конце 80-х. Кашпировский был большим любителем женщин, так что сами понимаете…