72-летний кинорежиссер Владимир Алеников, среди многих работ которого выделяется фильм «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», сейчас ездит по кинофестивалям со своей картиной «Странники терпенья», где главный герой - злой гений. На пути Аленикова встречалось немало людей искусства, моральные качества которых были далеки от идеала. В интервью «Экспресс газете» Владимир Михайлович рассказал о них.
- Фильм «Странники терпенья» снят по вашей книге. Как пришла идея ее создания?
- Книга и фильм на давно волнующую меня тему - как далеко может зайти художник в своем желании создать шедевр? Где грань, за которую не вправе переходить? Существует легенда, что Микеланджело распял человека, чтобы изобразить распятие Христа, а Андрей Тарковский на съемках «Андрея Рублева» сжег корову. Пушкин считал, что «гений и злодейство - две вещи несовместные», но я убежден в обратном. На канале РЕН-ТВ я был продюсером большого сериала «Любовь великих», и когда стал копаться в их историях, то оказалось, что в бытовой жизни знаменитые люди вели себя очень неприглядно. Пикассо, к примеру, возлюбленную сек плетьми. Модильяни издевался над своей Жанной, которая в результате покончила жизнь самоубийством. В фильме «Странники терпенья» - необычная история любви художника и модели.
- На вашем пути встречалось много плохих людей из мира искусства?
- Стараюсь держаться от них подальше. Плохих - много.
- Вы дружили с Арменом Джигарханяном. Каким он был?
- Непростым. Разным. Для кого-то очень хорошим, для кого-то - очень плохим. Для артистов, которых выгонял из театра, был плохим.
- Вы много работали с Роланом Быковым. Как так получилось, что в вашем фильме «Жил-был настройщик» возлюбленную его героя сыграла супруга Ролана Антоновича - Елена Санаева?
- Изначально я писал сценарий под Быкова и был готов на все, чтобы он сыграл. Сценарий ему понравился, а когда он узнал, что на женскую роль у меня нет претендентки, уверенно сказал: «Пусть играет моя Лена». Елена Санаева - актриса хорошая, и я, недолго думая, согласился. К Лене у меня нет никаких претензий - она умница и красавица, а вот с Роланом я намучился. Все, что было на этой картине, иначе, как словом «ад», назвать не могу.
- Артист злоупотреблял?
- Не то слово! Несмотря на то, что люди из группы постоянно следили, чтобы с ним все было в порядке, он умудрялся сбегать. Доходило до того, что он выскакивал из «Останкино» в пижаме, в которой снимался, а на улице была зима. Хватал такси, мчался в магазин за углом, а возвращался нетрезвый. Снимать уже было невозможно. И так каждый день. Доходило до безумия.
- Елена Всеволодовна не могла повлиять на мужа?
- Нет, он ее совсем не слушал. А в пьяном угаре не пропускал ни одной юбки, хотя Лена была рядом, в экспедиции жила с ним в одном номере гостиницы, и на съемках вместе с ним.
- Зачем ей, красивой и талантливой актрисе, был нужен этот «карлик», как называла Быкова мама Санаевой?
- Он был харизматичным мужчиной. И конечно, невероятно талантливым. Очень вероломным, а женщины таких любят!
Переехал как танк
- Судя по его опубликованным дневникам, Быков щедрым никогда не был.
- Щедрым - нет, но предприимчивым - да. Когда он ездил за границу, то привозил несколько чайников - видимо, на продажу. Любил деньги занимать. До сих пор на «Мосфильме» рассказывают анекдот, как Быков шел по коридорам и у каждого встречного просил якобы в долг: «Старик, есть у тебя 300 рублей? Нет? Ну а 30? Нет… Ну хоть 3 рубля есть?» Брал и трешку, если давали. А когда возглавил «Детский фонд», сдавал все помещения в аренду. Если бы ему нужны были только деньги за аренду - еще полбеды! А Ролану хотелось забрать у всех, что можно и что нельзя. Даже со мной судился, доказывая, что это он придумал историю «Жил-был настройщик», рассказал ее мне, а я присвоил.
- Андрей Тарковский и говорил, и писал, что близко не подойдет к Ролану и ни за что на свете не будет с ним общаться. Александр Митта снял его с главной роли в своем фильме «Гори, гори, моя звезда».
- Но Ролан Антонович писал в дневниках, что у Митты изменилась концепция и что ему понадобился бы более лучезарный герой, каким оказался Олег Табаков.
- Митта пришел к директору «Мосфильма» Сизову, в прямом смысле бросился ему в ноги и сказал: «Или Быков, или я… выбирайте». Уже было снято полфильма, но Сизов разрешил все переснять с Олегом Павловичем, несмотря на большие затраты.
- В таком случае вы очень смелый человек, что пригласили Быкова на главную роль.
- Это были мои университеты. По ночам плакал, когда снимал. Первый и последний раз в жизни. А после фильма «Жил-был настройщик» мне уже ничего не было страшно. В то же время Быков переехал как танк нескольких молодых и очень талантливых режиссеров, от которых ничего не осталось. Ничего! Начинал сниматься у них актером, становился худруком картины, сорежиссером, а потом и режиссером.