В своих мемуарах Елена Бомбина обошла тему общения мужа со Жванецким
Вдова великого сатирика Елена Бомбина написала книгу воспоминаний «Другой Задорнов». Другим Михаил Николаевич, который ушел из жизни 10 ноября 2017 года от рака головного мозга и похоронен в Юрмале рядом с отцом - советским писателем и автором исторических романов, был для своих близких и друзей.
- Уроки самоиронии мужа, который советовал: «Хочешь решить проблему, посмейся над ней», помогали и мне не относиться ко всему слишком серьезно, - начала рассказ Елена Владимировна. - Но у Задорнова проявлялись какая-то гиперответственность и желание улучшить мир... Он очень любил путешествовать. Мы объездили почти все страны. Но до своей мечты, до Северного полюса, он так и не добрался… Он жил и творил без скорби и печали, в тональности фамилии. Мало кто знает, что Задорнов на свои средства поставил три памятника Арине Родионовне - няне Пушкина и памятник одуванчику как символу доброты. На его деньги была создана Публичная русская библиотека в Риге.
- Ваше знакомство было не случайным?
- Я познакомилась с Задорновым заочно, когда мне было 13 лет. Потому что взахлеб читала журнал «Юность» с его рассказами. Сатиры, правда, там еще не было. Настолько увлеклась, что пронесла эту любовь через всю жизнь.
В 80-х годах в Прибалтике часто выступали артисты разговорного жанра. Собирали огромные залы. Училась я тогда в Рижском университете. На один из таких концертов отправилась с подругой. И после выступления пошли знакомиться с Задорновым, который мало кому был тогда известен. А его старших друзей-коллег народ уже знал из телевизора: Лиона Измайлова, Аркадия Арканова, Александра Иванова… Миша сразу занялся моим воспитанием: написал список книг, которые я должна обязательно прочитать. Так начался наш роман. Стали вместе ездить на гастроли. В поездках Миша просил молчать и слушать его... Я быстро развивалась. Как и он, записывала впечатления, стала фотографировать. Задорнов начал молча меня уважать. Но чаще хвалил за глаза. Он всегда был сдержан на комплименты. Потом появилась Леночка. Но расписались мы только в 2007 году, когда дочка уже выросла. На свадьбе присутствовали Пугачева с Галкиным.
Провалы в памяти
- Откуда у Михаила Николаевича вдруг возникла дружба с Галкиным и Дроботенко?
- Она родилась естественным образом. Мудрый сатирик разглядел в молодых исполнителях недюжинные таланты. Их подпольная гастрольная кличка была - Прыскуны: ребята искренне прыскали от смеха во время Мишиных выступлений. Им было интересно наблюдать, как мастер дирижирует энергией зала. Теперь оба бьют рейтинги популярности. А когда-то Галкин года три работал в концертах Задорнова, сценического опыта набирался.
Вместе с Михаилом, кстати, я была в гостях у Максима в его замке. Муж привез тогда ему в подарок настоящие богатырские кольчугу и шлем.
В 2006 году в Швейцарских Альпах, где мы вместе катались на горных лыжах, случилась жуткая история. Тогда Миша сильно грохнулся. И Максим мгновенно вызвал скорую, отправился с нами в больницу. У Миши образовалась гематома на пол-лица и даже появились провалы в памяти. Позже все восстановилось.
- А неожиданная дружба с Евгением Евтушенко?
- Ничего неожиданного! Все до боли органично. Мы, кстати, вместе в замок к Галкину-Пугачевой ездили. Вот уж был творческий сюрприз! Евгений Александрович читал там стихи. Среди них было дерзкое и восторженное посвящение Алле Борисовне, написанное много лет назад. Все прослезились.
Что объединяло Евтушенко и Задорнова? Оба резкие и задиристые. Поэт и сатирик. Одуванчик и крапива. Разные поколения и жанры. Их любили и ненавидели. Задорнов всегда с гордостью говорил: «Мы - два бунтаря!» Не любивший, когда его стихи публично читают другие, Евтушенко позволял это делать только Мише.
Евтушенко был кумиром Задорнова в молодости. В 2000-м Миша сам позвонил поэту в Оклахому. Вскоре после этого Евтушенко вернулся в Россию. И в 2003 году Задорнов задумал провести юбилейные концерты Евгения Александровича, фактически вернув его, ушедшего из публичной жизни, к зрителю.
Когда 1 апреля 2017 года Евтушенко не стало, муж уже лежал в больнице. Мы всячески скрывали от него эту печальную весть. Но он как-то узнал: «Как же я теперь буду без него жить?» Через семь месяцев не стало и Миши.
- Скажите, а почему в книге нет воспоминаний о встречах Задорнова со Жванецким?
Оба были когда-то соавторами передачи «Дежурный по стране» с ведущим Андреем Максимовым. Острые высказывания Миши нравились на канале «Россия» далеко не всем. В результате он разругался с организаторами, и на смену пригласили Жванецкого.
В последний раз они виделись на юбилейном концерте Михал Михалыча в Риге. При встрече Задорнов выпалил: «Я верю, что есть свет в конце тоннеля!» Жванецкий с фирменным прищуром гениально произнес: «Только тоннель, сука, не заканчивается!» Фраза моментально стала крылатой.
Заново родиться
- Про ваш дом в Юрмале, быт, устроенный Михаилом Николаевичем, ходят легенды.
- Наш дом Задорнов превратил в место силы, называя «пятизвездочной берлогой». Но модная дизайнерская мебель не выдерживала его темперамента и быстро разваливалась. Поэтому в комнатах скоро поселились предметы интерьера его собственного сочинения: столики из пеньков на колесиках, лампы из сучков, часы из деревянных спилов. Друзей впечатляло кострище для задорновских посиделок. «Здесь прикольно и задорно, как в пионерлагере», - улыбался Максим Галкин. А Пугачева, увидев Мишину кровать на пеньках, пришла в восторг: «Это вызов звездной жизни! Такое может позволить не каждый!»
- «Беспощадный сатирик» и в быту был беспощадным?
- В первую очередь требовательным к себе. Как человек открытый и творческий, Задорнов не был привязан к материальным вещам, но до самой смерти хранил детские вещи нашей дочки - варежки, локоны ее волос, рисунки. Настоящим он был всегда и во всем. Хотя роль «беспощадного сатирика» часто изображал, поддерживая сложившийся имидж. Поэтому сентиментальность, которую он старательно прятал ото всех, многих сильно обескураживала. Благодаря Мишиному парадоксальному мышлению родилась его финальная фраза: «Я хотел бы опять родиться на этой Земле, уж больно здесь хорошо!»