Прославленный отец не взял Елену даже на роль горбатой девушки
Знаменитый актер Анатолий Папанов, старший товарищ и партнер Андрея Миронова (которому 8 марта могло бы исполниться 80), делил с ним гримерку в Театре сатиры и из жизни ушел всего на неделю раньше него. Об отце, его отношениях с Андреем Александровичем и собственной жизни «Экспресс газете» рассказала актриса Театра им. Ермоловой 66-летняя Елена Папанова.
- Андрей Миронов и с первой женой - Екатериной Градовой, и со второй - Ларисой Голубкиной - приходил к нам в гости, - вспоминает Елена Анатольевна. Однажды папа взял меня на гастроли в Киев. Я с Андреем и Натальей Селезневой ехала туда в одном купе. Они шутили, смеялись, а мне было неловко поддерживать их в этом. Я тогда была школьницей, потом стала студенткой и постеснялась в их компанию войти. Папа и Андрей не были друзьями, просто хорошие знакомые. Я не читала скандальную книгу Татьяны Егоровой о Миронове и Театре сатиры, где мои родители работали. А мама прочла и сразу сказала, что половина - вранье.
- Вы же и сами пробовали писать. Издали книгу об отце…
- 11 лет назад. Литератор Маша Жукова, дочка маршала Жукова, подтолкнула. Многие журналисты хотели мне помочь, но я решила все писать сама. Переиздать бы сейчас надо. Но нынешние издатели хотят только желтизну, а это не мое. Романов или измен у папы не было или скрывал их так умело, что мы с мамой об этом не знали. Да и внебрачных детей, как у его коллеги по театру Спартака Мишулина, не объявлялось. А то, что Спартак Васильевич всю жизнь был ходоком, мало кто в «Сатире» не знал. Так что появлению его внебрачного сына я не удивились. Да и моя мама о многом была в курсе. Поэтому странно, что вдова Мишулина так изумлялась. Этот сын сейчас на Первом канале ток-шоу ведет. Так что эта история пошла ему в плюс.
- Вы не просили папу помочь в карьере?
- Когда в ГИТИС поступала, не понимала, что ко мне как к дочке суперзвезды относятся. Жалею, что с папой так и не сыграла. Он ставил спектакль в Театре сатиры, и для меня там была роль горбатой девушки. Но папа стеснялся меня позвать, да еще и из другого театра. Он мог бы и в труппу к себе устроить, но тоже не стал, опасаясь, что будут коситься. Вздыхал: «Лена, вот у тебя что-то не получится, и скажут: «Дочка Папанова, а так плохо играет». А если, наоборот, хорошо, тоже покривятся: «Понятно, протащил отец». В то же время дочки Захарова, Дурова, Левитина, Морозова, Райкина играли в театрах своих отцов. Но мой папа другой был.
Я училась у Владимира Андреева, и он меня к себе в Театр им. Ермоловой пригласил. Тут всю жизнь и работаю. Я не была любимицей мастера. А когда труппу возглавил Олег Меньшиков, мои старые спектакли исчезли, а новые так и не появились. Не видит он меня как актрису. А навязываться не стану…
После учебы я начала сниматься, но дочерей родила и решила сделать антракт. Думала: мои роли никуда не уйдут. А вот и нет - осталась ни с чем. Многие меня узнали после сериала «Школа» Гай Германики. До проб и не слышала о таком режиссере. А когда пришла, увидела юную девушку с собачкой, ровесницу моей младшей дочери. Но Леру я считаю своей крестной мамой в кино, спасибо ей.
По партийной линии
- Почему у вас нет почетного звания?
- Видно, так и не заслужила, хотя ролей много сыграла. Моя когда-то «подруга» Наташа, председатель нашего профкома, сказала, что я недостойна становиться «заслуженной». А если бы ее подпись на документах стояла, все вышло бы по-другому. Ведь худсовет я уже прошла. При этом когда-то Наташиному мужу Славе именно мой супруг Юра, который тогда работал в Министерстве культуры, помог со званием. Вот так отблагодарила нас.
- Вы же со своим Юрием Титовым, приехавшим учиться в Москву из Узбекистана, вместе со времени учебы?
- Да, 45 лет уже. Мы однокурсники по ГИТИСу. Играли там вместе. Он - пастуха, а я - пастушку. Влюбленность на сцене переросла в жизнь. После получения диплома Юра не смог устроиться в Москве, и его взяли в Ногинский театр. Мой папа нам квартиру на юго-западе купил, и Юра по пять часов на дорогу в Ногинск и обратно тратил. Когда в армии отслужил, дочки у нас родились. И он оставил актерскую профессию. Мой одноклассник работал в райкоме комсомола и помог Юре там с местом. Муж и пошел по партийной линии. Его последнее место работы - референт в правительстве Российской Федерации. Лучше, чем актер, ждущий маленькой роли.
- Часто ругаетесь?
- У Юры ворчливый характер. Я ему однажды сказала: «Не нравится - давай разводиться». Вот и развелись. Но он захотел опять сойтись, но уже без штампа. Так вместе и живем, хотя последние годы наши отношения носят формальный характер. В то же время мы близкие люди, вырастили двух замечательных девочек. Они застали знаменитого дедушку, очень его любят. Мы его Толей между собой называем. Маше, которая после окончания Института стран Азии и Африки с корейцами выставочный бизнес открыла, 40. Наде - сотруднице банка - 35. Трое внуков. Маша замужем за израильтянином, их Игалю 14 лет. А у Нади двое детей - шестилетняя Настя и четырехлетний Дима. Я ответственная бабушка, безумно люблю внуков.
- Тоскуете по папе?
- Не могу забыть тот 1987 год, когда он ушел из жизни. Ужас! Поверить не могла, что все так выйдет. Лето. Мы были на даче. А папа со съемок вернулся в Москву и оттуда планировал на гастроли в Ригу отправиться. Заехал в вуз к студентам своим что-то уладить. Потом пришел домой. Не было горячей воды. Когда он принимал холодный душ, случился сердечный приступ, и он умер в одиночестве. Мы его ждали после спектакля на даче, а когда не приехал, трубку не брал, стали волноваться. Актриса Нина Архипова позвонила своему зятю, он приехал к нам ночью за город на своей машине, забрал моего Юру и отвез в Москву. Квартира изнутри оказалась закрыта на щеколду. Тогда муж перелез с балкона соседей с 13-го этажа. Выбил окно и нашел папу в ванне. Хорошо, что слив работал, иначе бы всех затопило. Ничего не предвещало беды… Это судьба.