Музыкальный критик Сергей Соседов стал популярным в 90-х годах благодаря своей яркой индивидуальности, манерности поведения и категоричности суждений. Никогда не скрывал своей сексуальной ориентации: «По мне же, наверное, видно» — признавался он нашему корреспонденту.
Вместе с тем никогда не был замечен в пропаганде такого образа жизни и «борьбе за права». Да и за какие, собственно? По его же заявлению, более половины представителей нашей эстрады относятся к сексуальным меньшинствам и чувствуют себя хорошо.
Вот и сам Сергей, в отличие от многих своих коллег, про которых и думать забыли, до сих пор в тренде. Его приглашают на центральные каналы, а едкие реплики в адрес «сливок» шоу-бизнеса становятся поводом для ожесточенных дискуссий и перебранок в Сети. Для Соседова практически нет авторитетов. Своим характерным голосом он может в лицо припечатать любого и нарваться в ответ на грубость, насмешку и даже угрозу.
«Я тебе устрою за кулисами, не попадайся мне на глаза!» — кричал ему Богдан Титомир, взбешенный оценкой своего выступления на шоу «Суперстар! Возвращение» на канале НТВ. Позже экстравагантный критик недоумевал: «Если это конкурс, а я член жюри, то должен ранжировать выступающих, расставлять их по местам, а не расхваливать».
Также он пожаловался руководству канала на Лолиту Милявскую, ведущую шоу, которая постоянно перебивала, пыталась нивелировать его негативные оценки: «Поскольку я в кадре, то должен сохранять хорошее настроение и улыбаться. А как это можно сделать, если на тебя без конца нападают?»
Но и сам Соседов часто бывает настолько субъективен, что его мнение начинает отдавать обывательской предвзятостью и вкусовщиной. Вот как он отозвался об Алле Пугачевой.
«Что она возомнила о себе, что она царь и бог, что ли? Кто так ее превознес? Она обычная певица. И я бы даже не сказал, что номер один в Советском Союзе».
По мнению критика, на вершину пьедестала нужно поставить Людмилу Зыкину, «до которой Алле Пугачевой семь верст до небес». Также, по его мнению, были певицы «ничуть не ниже и даже выше» Аллы Борисовны, как, например, Людмила Сенчина со своим «хрустальным» голосом.
«У Пугачевой все было по-другому, грубо. Да, это было довольно смело, разухабисто, но по качеству вокала это было, извините, ниже уровнем, чем у многих певиц. Ну, и журналисты в ее возвеличивании постарались, я тоже приложил к этому руку, каюсь. Она этого не заслуживала», — признался Сергей. А закончил свой спич Соседов тем, что Примадонна, дескать, не смеет на него гневаться: «Это я гневаюсь! А ей нужно помалкивать и слушать, что я говорю, и не только я, а другие люди!»
Ну что тут сказать… Можно не любить Пугачеву как личность, не принимать ее творчество, критиковать образ жизни, выбор мужей, манеру одеваться и прочее. Но это абсолютно не имеет никакого значения. Песни из ее репертуара — «Айсберг», «Старинные часы», «Не отрекаются любя», «Все могут короли», «Миллион алых роз» и многие другие — уже давно стали частью культурного кода нации. Без Пугачевой эпоха 70-х годов немыслима. Певица не просто была ее частью. Она ее создавала, став одной из ярких опознавательных фигур, по которым будут оценивать то время.
И да — Алла Борисовна, вне всяких сомнений, была № 1 для миллионов советских людей, при всем уважении и к Зыкиной, царившей в 50-е – 60-е, и к Людмиле Сенчиной с ее действительно уникальным голосом. Но именно рыжеволосая полноватая москвичка с щербинкой в зубах и ногами «иксиком» стала наиболее близка и понятна аудитории. Вознес ее народ, а вовсе не Соседов. Это он стал знаменит благодаря таким звездам, о которых, по выражению самого же Сергея, «было что писать».
Ну а недавняя реплика в адрес Филиппа Киркорова и вовсе вызывает недоумение. Одно дело, когда ты ругаешь за пошлость клип «Ибица» или стебешься над текстом хита «Цвет настроения синий». И совсем другое, когда начинаешь считать количество пиджаков у звезды первой величины.
«Столько пиджаков иметь просто не-при-лич-но», — негодовал Соседов. По его словам, такие огромные деньги надо тратить на благотворительность, отдавать детским домам. Ну, или… подарить пару пиджаков ему, Соседову. Потому что у него, дескать, всего один. А Киркорову все равно эти деньги «легко достаются».
Не являясь большим поклонником Филиппа Бедросовича, я все же посетил как-то его концерт (нужно было по работе). Абсолютно очевидно, что за двумя часами яркого шоу, в котором абсолютное большинство песен исполнялось без фонограммы (за исключением танцевальных номеров), стоит кропотливый и изнурительный труд. Какие-нибудь матерые шахтеры еще могли бы свысока обсуждать трудности в работе Киркорова, но только не жеманный критик.
А закончить хочется отзывом некоего зрителя в Интернете под интервью о «царе российской эстрады»: «Сережа, очень легко отдавать чужие деньги на благотворительность. Вот ты заработай сам и раздай нуждающимся. Ведь, если тебе верить, это сделать очень легко! Так чем ты хуже Киркорова? Кстати, мне известно, что Филипп пожертвовал воспитанникам Павловской школы-интерната № 2 миллион рублей. А ты хоть копейкой в своей жизни кому-нибудь помог?»