Еще два года назад о Николае БАСКОВЕ мало кто слышал. Сегодня о нем заговорили и юные восторженные барышни, и бабушки на скамейках.
БОРИС ШПИГЕЛЬ: известный фармацевт и меценат |
Понятно, что талант – это как драгоценный камень. Чтобы он засиял, нужна огранка. Публику не заставишь полюбить бездаря, какие деньги ни вложи. Но и талантливого исполнителя нужно грамотно вести, чтобы он стал известен. Без помощи пробиться очень сложно. Таковы уж законы шоу-бизнеса. Басков стал Басковым во многом благодаря команде, которая с ним работала, команде очень профессиональной. Все это время им занимался продюсерский центр «Музыка. Совершенство. Красота». Два года назад Николай встретил человека, который пообещал ему помочь, полностью им заняться и сдержал слово. Как говорится, результат налицо. Человек этот занимается очень серьезным бизнесом – фармацевтическим, времени на интервью у него почти нет. И все же нам удалось задать ему несколько вопросов. Наш собеседник – Борис Исаакович Шпигель, председатель Совета директоров фармацевтической корпорации «Фармакс», президент межрегиональной корпорации «Биотэк», ну и кроме того, последние два года - генеральный директор продюсерской компании «Музыка. Совершенство. Красота».
- Борис Исаакович, у вас свой бизнес в совершенно другой области. Почему вы вдруг заинтересовались шоу-бизнесом, решили поддержать молодого исполнителя? Зачем вам это? - Я эстрадным искусством занимался еще в юности. Когда-то работал на Украине секретарем горкома комсомола и создал там первый вокально-инструментальный ансамбль. Это был довольно серьезный ансамбль, он долго просуществовал. Очень люблю красивые песни. Мой любимый композитор - Евгений Мартынов. Сейчас я с удовольствием, когда устаю от дел, слушаю классику. Но когда я смотрел, что сейчас происходит на эстраде, не мог обнаружить ни одной песни для души – впечатление оставалось самое удручающее. Вот и захотелось сделать что-то, что давало бы энергетику, зрелище, на котором люди могли бы отдыхать. И когда я увидел Баскова, мне показалось, что это именно тот исполнитель, в котором сейчас нуждается публика, тот жанр, который отвечает этим ожиданиям. Мы же все истосковались по чистым голосам, по красивым мелодиям, по пению не под фонограмму. - Басков – очень талантливый молодой человек, но, как говорится, даже алмаз нуждается в огранке. Вы дали Николаю возможность засверкать. Это правда, что с ним работала очень профессиональная команда? - У Баскова была определенная подготовка к тому моменту, когда мы с ним познакомились, но, конечно же, нужны были усилия целой команды для того, чтобы неизвестный Басков стал известным. Над тем, чтобы Николая узнали и полюбили люди, работали многие. Огромную работу провел и его исполнительный продюсер Рашид Дайрабаев, и звукорежиссер Ашот Геворкян, который на студии сводил его песни и занимался с ним, и люди из президентского оркестра под руководством Павла Овсянникова, и его администраторы. Под Николая были созданы студия, продюсерский центр, на него работал персональный исполнительный продюсер. Это и понятно: ни один человек не может создать себя сам. - Похоже, на Николае Баскове вы не намерены останавливаться. Говорят, у продюсерского центра «Музыка. Совершенство. Красота» уже в работе новые проекты? - Мы хотим сегодня создать молодежную группу. Называться она будет «Презент». Костяк этой группы составят двое ребят из бывшей группы «О-хо-хо», которой занимался Вадим Цыганов. И еще двое ребят абсолютно новых, их порекомендовала заведующая кафедрой эстрадного искусства Академии им. Гнесиных, которая с ними сейчас занимается вокалом. Работа уже идет. Сейчас они подбирают репертуар, готовят первый альбом, и в течение ближайшего месяца мы будем снимать первый их клип. - Чем эта группа будет отличаться от всех остальных многочисленнных групп, сегодня уже существующих на эстраде? - Она должна уметь работать на разностороннюю публику. Ведь есть такое слово - Артист. Это человек, который своим искусством может поднять людям настроение, дать положительные эмоции, которому зритель сопереживает. Эта группа должна в первую очередь давать добрые положительные эмоции зрителю разного возраста. Она должна быть интересна и молодежи, и старшему поколению. Ведь большинство ныне существующих групп рассчитаны исключительно на молодежь. Причем эти группы пытаются вызвать какие-то непонятные чувства у молодежи, скажем так, не всегда самые лучшие чувства. А тем, кто старше 30, получается, и слушать нечего. Многие мои знакомые слушают только западные группы. Спрашиваю: «Почему?» - «Да потому что у нас нечего слушать». Так что, хотя и говорят, что у нас эта ниша забита, я считаю, что эта ниша абсолютно свободна. Даже если вспомнить те же ВИА - скажете, нафталин, - но ведь у народа есть ностальгия по этому жанру. На эту ностальгию хочется дать ответ. Так что направлений может быть много. И, думаю, в своем направлении эта группа будет иметь не меньший успех, чем имеет Басков.
КОЛЯ И СВЕТА: влюбленная пара |
Кроме того, мы, видимо, сейчас будем заниматься и девушкой. Певицу зовут Карина Сербина. Она поет в Большом театре. Некоторое время назад, когда Баскову была нужна партнерша для исполнения дуэтов, мы ее приглашали для участия в концертах. Это молодая девушка и, мне кажется, очень талантливая. Так что это будет еще один проект в жанре эстрадной классики, типа Сары Брайтман. Красивая женская роль. - Один довольно известный продюсер когда-то утверждал, что может взять любого парнишку, вложить в него деньги, раскрутить - и народ будет слушать! Насколько я понимаю, у вас совершенно иной подход. Чем он отличается? - Дело в том, что мы не хотим заниматься потребительством. Продюсеры, о которых вы говорите, в каждом исполнителе видят в первую очередь коммерческий проект. Они сделали исполнителя и начинают зарабатывать на нем деньги. У меня позиция другая. Можно называть это словом «меценат» или как-то по-другому - не важно. Но судите сами: от проекта Баскова я, например, еще не отбил ни одной копейки вложенных денег. - А зачем же вам в таком случае это надо? - Я достаточно обеспеченный человек, занимаюсь серьезным бизнесом, который приносит неплохие доходы, и на музыке не собираюсь делать деньги. Мне просто приятно сидеть на концертах того же Николая Баскова и смотреть на то, что создано мной. Иногда бизнесмены вкладывают деньги в картинные галереи, в организацию спортивных соревнований. А мы сделали Баскову два очень красивых шоу, и это было приятно. Всех денег не унесешь. А поддержка талантливых людей – то, чем мне нравится заниматься. Кстати, мы ведь помогаем не только артистам. Ко мне недавно обратился один режиссер с просьбой дать денег на создание художественного фильма, и, когда я прочитал сценарий, убедился, что это действительно талантливая работа. Мне это было интересно, и мы ему помогли. Есть много людей, которым мы помогаем издавать книги. Например, сборник стихов Федора Радова вышел при нашей поддержке. Я считаю, что делать какие-то хорошие дела – дело чести каждого человека. Тем более, у меня есть такая возможность. Я нормальный человек, которому нравится что-то красивое и который готов помочь этому красивому пробиться. - Наверно, стоит сказать и о том, что, если бы вы хотели на Баскове заработать, ему пришлось бы, как многим другим исполнителям, мотаться по гастролям и давать по 15-18 концертов в месяц… - Конечно. Концерт Баскова сегодня стоит достаточно дорого. И если бы я преследовал цель на нем заработать, то организовывал бы столько концертов, сколько дают другие гастролеры. Мы же этого не делаем. Даем ему возможность учиться, работать в Большом театре. Ему были созданы все условия для того, чтобы он мог совершенствоваться и радовать людей. - Вы уже полгода выступаете еще и в качестве тестя Николая. И всех, конечно же, интересует, как живут молодые? О детях еще не думают? - Я им купил отдельную квартиру. У них своя семья, и, честно говоря, я считаю неправильным вмешиваться в их личную жизнь. Это те вопросы, которые они могут комментировать только сами. Единственное, что могу сказать, - они очень любят друг друга. Любую свободную минуту, которая выдается, проводят вместе. - Поговаривали, что этот брак – чуть ли не просчитанный рекламный ход. Все это глупости? - Для меня их роман был полной неожиданностью. Более того - на первых порах я этот брак не одобрял. Но не стал противиться, поскольку считаю, что нельзя давить ни на одного человека – это их выбор, их решение. Так что насчет рекламного хода – полная ерунда. Я своей единственной дочерью не стал бы жертвовать в качестве рекламного хода для кого бы то ни было. Дочь у меня одна. - А как вы представляете дальнейшую судьбу Николая Баскова? - Я сегодня сделал для него то, что мог. А дальше он свою судьбу будет выбирать сам. Буду ли я заниматься его делами? Я думаю над этим. К тому же он стал моим зятем, а некоторые вещи – они несовместимы. Он стал более взрослым, у него свои планы появились. И я не хочу давить его творческие порывы. Если наше творческое видение его дальнейшей судьбы будет совпадать – мы будем работать. Если нет – я не буду этому противиться. Это его собственная судьба. Он стал известен, а дальше пусть поступает, как считает нужным. Ни один человек не может вмешиваться в судьбу другого человека. Ведь самое главное в любом деле - человеческий аспект. Конечно, я считаю, что сегодня в его творчестве наступил такой этап, когда нельзя сделать ни одной ошибки – ведь он в зените славы. Но это его жизнь, и он должен поступать так, как считает правильным. - Наверно, к вам обращается очень много молодых людей, которые бы тоже хотели стать известными. Как вы решаете, кому будете помогать? - Продюсерский центр «Музыка. Совершенство. Красота» и создан для того, чтобы помогать молодым талантам. К нам приходит очень много писем. Молодые люди присылают кассеты. У нас есть художественный совет, который все это внимательно отсматривает. Мы прислушиваемся к мнению специалистов, в частности, преподавателей Академии им.Гнесиных, активно с ними сотрудничаем. И тогда уже принимаем решение. Но, конечно, мы хотим, чтобы это соответствовало нашей концепции - вписывалось в ту нишу, которую мы хотим сделать. Думаем вместе с Академией им.Гнесиных организовать школу для талантливых ребят - чтобы они могли показать себя. Ну а еще хотим сделать конкурс типа «Алло, мы ищем таланты», чтобы талантливая молодежь имела возможность пробиться, чтобы Россия гордилась своими музыкантами.