Тайна неизвестных снимков Высоцкого
Высоцкий не раз выступал в МВТУ имени Баумана: в 1976-м, 1978-м и 1979-м годах. Старожилы училища насчитали девять таких концертов. Известный фотограф Николай Демчук, работавший в те годы в Бауманском, рассказал интересные детали тех событий. И заглянул еще в далекое прошлое, связанное с отцом Марины Влади.
…Высоцкий фотографироваться любил. И фотография его любила. Не помню практически ни одного снимка с ним, где у Владимира Семеновича было бы отталкивающее выражение лица. Как говорят — фотогеничное!
ФОТО-высоцкиана
Спецы утверждают, что в мире существует более десяти тысяч фотографий Высоцкого. Пожалуй, их гораздо больше, чем снимков других известных людей. Из его поколения — уж точно. И не только, кстати, живших в Советском Союзе. Барда снимало огромное количество людей. «Веды» даже подсчитали, их было более двух сотен! И все они известны пофамильно!
Но множество фоток числятся у специалистов как неизвестные. Правда, случается иногда и так, что авторы, снимавшие когда-то Высоцкого, вдруг обнаруживают в своих архивах доселе не публиковавшиеся снимки кумира. Вот один из таких случаев.
Но начнем немного с предыстории.
— До революции 1917 года на месте теперешнего учебного заведения под названием Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана было техническое училище, — рассказал Демчук. — Там учился отец Марины Влади Владимир Васильевич Поляков. Обнаружилось это случайно по записи в книге «Алфавитный список студентов Императорского Московского Технического Училища», хранящейся в нашей библиотеке. Написано там буквально следующее: Поляков Владимир Васильевич, 1890 года рождения; место рождения — Москва. Учился в ИМТУ с 1908 г. на механическом отделении. До поступления в ИМТУ окончил 1-е Московское реальное училище.
К 24 годам, учась в ИМТУ, Поляков успел окончить юридический факультет Московского университета и консерваторию по классу вокала. Чрезвычайно одаренным человеком был: занимался балетным искусством, танцевал в знаменитой «Опере Зимина». Незаурядный спортсмен: играл в футбольной команде Москвы, заслужил титул чемпиона в беге с препятствиями.
Потом началась Первая мировая война. Поляков прошел курс обучения в Московской авиационной школе, став одним из первых дипломированных пилотов России. Учебу пришлось оставить и отправиться в союзную нам Францию. Потому что он был единственным сыном овдовевшей матери, и в русскую армию его не брали.
Поступил во французский Иностранный легион, стал летчиком французской армии, успешно воевал. Был ранен. Получил в награду французский «Военный крест 1914–1918 гг.».
В Югославии Поляков познакомился с русской актрисой Милицей Евгеньевной Энвальд, которая стала его женой и подарила ему четырех дочерей. Старшая, Ольга, стала режиссером, а остальные — Татьяна, Милица и Марина — известными актрисами.
Владимир Васильевич ушел из жизни в 1952 году и был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем на участке русских авиаторов.
Специалисты обо всем этом наверняка известно. Но обычным людям, думаю, интересно. Ведь и Высоцкий, и отец Влади были патриотами нашего Отчества.
Фотографическая поэзия
— Новость об отце Марины Влади обнаружилась не так давно. Естественно, Высоцкий об этом факте ничего не знал.
— Тебе удалось сделать один из лучших психологических портретов Высоцкого. Там, где он задумчивый, с сигаретой. Ощущаешь какую-то особенность этого факта?
— В фотографии психологические, смысловые моменты часто схватываются почти случайно. Интересный свет, сюжет могут возникнуть фактически из ничего. Но нужно быть к этому готовым. Моя мера ответственности — выполнять хорошо свою работу.
Признаться честно, неизвестные фотки не выставлял в широкий обзор — они же не резкие. Значит, как принято считать в нашем цехе, — просто бракованные. Но раз на них Высоцкий, значит, могут иметь ценность и в таком виде. Хотя ни о какой материальной стоимости речи быть не может.
В те годы у меня была техническая возможность снимать разное. Повезло. Аппаратуру мне предоставили в Бауманке. Но это не значит, что снимал только технические сюжеты. Свет, форму, конечно, чувствовал. Иначе фотографией не занимался бы. И кто такой Высоцкий, понимал уже тогда. Хотя фанатом-фанатом и не был. Ничего подобного в те годы не встречал, не слышал. Многие, помню, удивлялись: странно, что такому человеку вообще давали выступать…
— Чем тебе запомнился Владимир Семенович?
— Вместе с Высоцким на одном из таких концертов выступали Леонид Филатов и Иван Дыховичный — веселая такая компания. Леня читал стихи, отрывки из какой-то поэмы, Ваня спел песню на стихи Дениса Давыдова. Мне подумалось тогда — вот же какой человек, настоящий друг! И сам выступает, и друзьям помогает.
Не все, что пел тогда Владимир Семенович, я понимал осмысленно. Во-первых, работа фотографа не дает такой возможности. Сосредотачиваешься ведь на главном — на съемке. Во-вторых, дорасти до его высот можно только со временем. Когда информации много, можно анализировать, и то, что делал бард, с чем-то, кем-то сравнивать. А по чувству — очень нравилось, что он пел свою правду, никогда не кривлялся, специально не манипулировал залом. На минимуме эмоций работал! Форму песни выражал только голосом. Но вот что интересно — люди сами органично реагировали. Причем, порой очень бурно. Исполнитель находился с залом в живом общении.
…Мы с ним пили чай однажды после концерта. Просто спокойно молча пили, напряжение снимали. Он мне показался человеком очень чутким-чутким, но не суетным. И каким-то одиноким.