В последний день минувшего года в эстонском городе Вильянди открыли памятник его знаменитому уроженцу - Яаку Йоале
Прибалтийский Орфей, прославившийся когда-то песнями к фильму «31 июня» и шлягерами «Лаванда» (совместно с Софией Ротару), «Еще не поздно», «Я тебя рисую», «Подберу музыку», умер от инфаркта в 2014-м. Ему было всего 63 года.
Последние годы жизни Йоала провел в деревне, отгородившись от всего мира. Пережив невероятный успех в 80-е, он затаил горькую обиду на земляков-эстонцев. После развала СССР артиста на родине стали дразнить «кремлевским соловьем» - за то, что он часто выступал в Москве. Хотя извиняться Яаку было не за что - он пел только о любви, но гнусная травля в результате свела его в могилу.
- Яак все это переживал сильнее, чем думают, - объяснял его друг Рихо Сибуль.
Установка памятника Йоале обернулась очередной болью. Теперь уже для вдовы, близких и земляков скончавшегося артиста. Работа скульптора Мати Кармина, получившего от эстонских властей 50 тыс. евро на изготовление монумента, вызвала оторопь у многих.
Союз скульпторов страны еще на стадии утверждения эскиза раскритиковал идею ваятеля, получившего дурную славу. Он, например, изобразил детскую коляску с гранатами вместо погремушек. Предлагал установить ржавый унитаз в качестве домашнего стула. Вот и памятник Йоале сразу же окрестили «позорищем»: из белой колонны торчат руки и карикатурная голова певца.
- Это дешевая, сделанная за углом безделушка в американском стиле, а не памятник, который заслуживает Яак, - возмутился певец Иво Линна, которому монумент напомнил ярмарочный аттракцион с мигающими разноцветными огнями и непрерывной музыкой.
В шок впала и вдова Йоалы - Майре. Оказалось, что эскиз, который она одобрила, не соответствует результату. Жители города ее поддержали и составили петицию с требованием немедленно демонтировать это безобразие. Мэр города Мадис Тимпсон заявил, что нелепицу уберут в самое ближайшее время. Вот только кто компенсирует потраченную на сомнительный эксперимент гигантскую сумму, не ясно.