Светлана Дружинина: «Муж не был шикарным кавалером, а я - девчонка ничего»
Светлана Сергеевна Дружинина, вне всякого сомнения, красивая, элегантная гранд-дама, увлеченный идеями художник и добрейшей души человек. В интервью «Экспресс газете» она поделилась секретами счастья.
- Светлана Сергеевна, ваш брак с известным оператором Анатолием Мукасеем прекрасен во всех отношениях. Вы сразу увидели, что ваш избранник - перспективный, надежный, ироничный, мудрый?
- Когда мы познакомились, Анатолий был далеко не самым шикарным кавалером. Я уже была популярной актрисой. Хотя училась на третьем курсе ВГИКа, но исполнила главную роль в фильме «За витриной универмага». С Толей мы играли в волейбол (у него первый разряд, а у меня - третий). Все фотографии моей молодости сделал Толя, и благодаря им меня приглашали в кино. Он был верный, милый, добрый, обаятельный. Длинный-длинный. Скромный-скромный. Мы поженились рано. Нашему браку больше 50 лет. Анатолий меня «выходил», а я угадала в нем человека, который никогда в жизни не причинит мне страданий.
- Когда играли жену Ларису героя Вячеслава Тихонова в фильме «Дело было в Пенькове», Анатолий Михайлович не ревновал вас?
- Он считает, что выше оператора в кино никого нет. И что он - царь и Бог, поэтому к актерам никогда не ревновал. Анатолий вообще лишен чувства ревности.
- Пересматриваете фильмы со своим участием?
- В первую очередь слушаю. Если звук, голос не отталкивают, иногда смотрю. Поворачиваю голову к экрану и вижу: «Да, ничего была девчонка, только товар невостребованный». Такие мысли меня посещают, когда натыкаюсь на мою красотку Лариску, которая целовалась с Вячеславом Тихоновым. Может, поэтому я ушла в режиссуру, что считала себя нереализованной актрисой. Причем я поменяла профессию в тот момент, когда была на пике популярности и никто не верил, что я делаю это всерьез. Мы с Толей придумали ход, по которому я поступила на режиссерский факультет ВГИКа, в мастерскую Игоря Таланкина, как говорится, инкогнито. То есть никто не знал, что поступала актриса Светлана Дружинина. В те годы кино было очень жесткое, серьезное, и не очень поощряли, когда актрисы посягали на лавры режиссера. Но я посягнула, сдала экзамены на пятерки и училась на отлично.
- Не было ли у вас желания сняться в своих фильмах?
- Лишь однажды. В фильме «Гардемарины, вперед!». Я написала для себя роль - матери Анастасии Ягужинский Анны Бестужевой. Остались мои пробы в костюмах на эту роль. Но когда пришла на репетицию, схватилась за голову и подумала: «Боже мой, через три дня я должна буду рыдать с наклеенными ресницами, бегать по съемочной площадке в этом нарядном парчовом платье, а потом еще бегать как режиссер, и смотреть на себя в монитор». И на следующий день объявила съемочной группе: «Режиссер Дружинина отказала актрисе Дружининой в роли». Вместо меня сыграла замечательная красавица, в тысячу раз красивее меня - Нелли Пшенная.
- Человеческие качества актера, его порядочность имеют для вас значение?
- Я не умею общаться с плохими людьми. Чувствую их кожей. И если на подготовительном съемочном периоде нутром слышу что-то плохое, что исходит от людей, - не работаю с ними. Кино - командная работа, оно не делается в одиночку, как живопись или поэзия. Режиссер должен заразить идеей всю команду, чтобы каждый ее член заболел фильмом. Если он здоров, - пошел на фиг. Поэтому я очень осторожно отношусь к «звездам» в своих фильмах. Правда, у меня снимались будущие звезды. Кристинка Орбакайте не была звездой, когда сыграла принцессу Фике в «Гардемаринах». Между прочим, Кристина согласилась сниматься в моем фильме только из любви и доверия к Анатолию Мукасею, который снимал ее в фильме Ролана Быкова «Чучело».
- Дмитрий Харатьян в подмосковном Красногорске открыл школу гардемаринов. Не было ли к нему вопросов, что он использовал ваш бренд?
- Гардемарины - это бренд, который принадлежит России. Я принимала участие в открытии этой школы. Похвалила его за то, что он не назвал школу своим именем... Я считаю, что имя «гардемарин Дмитрий Харатьян» сделало большую просветительскую работу. А ведь в этой роли должен был сниматься Юрий Мороз, но все получилось так, как должно было получиться. Более того, на Мальте есть школа гардемаринов, - школа для детей русских эмигрантов.
- Есть ли у вас хобби?
- Плавание. Плаваю с головой, в маленькой черной шапочке. Без воды сохну. Анатолий Михайлович запрещает мне плыть на глубину - только вдоль берега. Но я его обманываю.
Росла рядом с бандой «Черная кошка»
- Я была на войне, - говорит Дружинина. - Нас с мамой отправили в эвакуацию на железнодорожную станцию под Сталинградом - ныне Волгоградом. Мама - по профессии учительница - работала там на электростанции. Зимы были холодные, и мама часто брала меня с собой, руководствуясь принципом: «Если погибать, то вместе». На моей руке была оранжевая клееночка, которую выдали в роддоме, где было написано, что «я, Светлана Сергеевна Дружинина, родилась в Екатерининской больнице Марьиной Рощи», и кто мои родители. Если на войне Господь разбросал бы нас, то по клееночке было бы понятно - чья я дочка. Свои документы мама в эвакуации закопала и настоятельно просила, чтобы я запомнила это место.
После войны вернулись домой, в Марьину Рощу, где я выросла. Напомню, что банда «Черная кошка» обитала в Марьиной Роще, а я была девушкой, которая могла за себя постоять.
Любимым местом была танцплощадка, где мы собирались вечерами и прекрасно проводили время. А танцевала я хорошо - все-таки балерина! Правда, я уже и сама забыла, что окончила хореографическое училище при Большом театре и была весьма недурственной балериной, пока не получила травму руки. После крушения балетной карьеры поступила во ВГИК, на актерский факультет, к замечательным мастерам - Бибикову и Пыжовой. Они воспитали много звезд советского кино.
Источники фото: Legion-media, «ИТАР-ТАСС», кадр из фильма,Золото Олег/"КП",Борис Кудрявов