Нужно ли обладать способностями супергероя, чтобы стать космонавтом?
При внимательном изучении вопроса оказывается, что необычных талантов вовсе не требуется. А что требуется?
Обязательная программа
Конечно же, есть ряд требований к кандидату. Они жесткие, но запредельными их не назвать. Будущему космонавту должно быть меньше 33 лет, у него должно быть хорошее здоровье, отличная память, железная выдержка, свободный английский язык и высшее образование. Из обязательной программы – все.
Дальнейшее проходит под графой «Желательно».
Плюсом в резюме станет оконченный технический ВУЗ или авиационное училище. Хотя, если посмотреть на набор 2012 года, то из восьмерки космонавтов половина была гуманитариями. На орбите будут рады физикам и биологам, военным летчикам, у которых налет составляет больше 350 часов, а количество парашютных прыжков не меньше 160.
А если претендент тесно знаком с устройством космических аппаратов, то это тоже немалая привилегия. Техники на орбите – залог здоровья всего комплекса.
Первый этап проверки
Служба безопасности, «большой брат», «компетентные органы» - зовите, как хотите. Но эта служба переворошит всю вашу прошлую жизнь. И если где-то найдутся малейшие недоразумения с законом или недовольное работой начальство – дорога в космос претенденту заказана навсегда.
Второй этап проверки
Рост-вес. Рост не должен быть больше 190 см, а весить космонавт должен менее 90 кг. Есть еще один параметр: отметка роста в положении сидя. Она не должна быть больше 99 см.
На этом же этапе проводится полная ревизия организма кандидата. И если обнаруживается какая-нибудь болезнь, комиссия решает: забраковать претендента, лечить или оставить все как есть. Комиссия, как говорится, «лютует»: первый этап пропускает около 350 человек, первой медкомиссией отбраковывается примерно треть, а повторная комиссия другим составом дает шанс только 50 мечтателям.
Третий этап проверки
Тесты по общеобразовательной программе, потом по специализированным дисциплинам. Дается время для изучения секретной документации по устройству ракет, этапам полета, системе управления. Ни копированию, ни изучению вне подготовительных кабинетов документы не подлежат, никаких конспектов или шпаргалок.
Тренировка терпения
Если все три этапа пройдены, то претендент записан в «без пяти минут космонавты» и начинается подготовка. Для того, чтобы качественно бороздить просторы Вселенной понадобится минимум четыре года. Иногда время ожидания возрастает в разы. Космонавты Валерий Поляков и Сергей Ревина ждали своего полета целых 16 лет.
Так вот первые пару лет придется трудиться «на износ»: практически круглосуточная подготовка с изучением всех бортовых систем, модулей и оборудования. Все эксперименты, запланированные на борту, придется сотни раз отработать на земле.
Будущий космонавт должен назубок знать, как выглядят и как ремонтируются детали внешнего контура корабля – это что касается космоса. В обучение включены и экстремальная посадка, и специальная летная, парашютная, физическая, медико-биологическая подготовка.
Госэкзамен – не ЕГЭ: принимает сотня профессионалов Центра подготовки космонавтов и лучших профессорских умов из престижнейших институтов. Экзамен построен так, что превращается в краш-тест, где претендент заодно проверяется на стрессоустойчивость. После этого экзамена кандидат получает звание космонавта-испытателя.
Читайте также: 72% россиян считают свою страну лидером в освоении космоса
Экзамены на всё
Следующие три года проходят в отработке действий космонавта в рамках своей специализации. За эти три года ему предстоит сдать около 150 различных зачетов и экзаменов. И это тоже не все.
Так как технологии не стоят на месте, каждый экзамен имеет эдакий срок годности. Если информация устарела, ее придется обновить и снова сдавать зачет. Когда все изучено и усвоено, происходит назначение космонавта. Это значит, что к новичку прикрепляют опытного космонавта, «под крылом» которого новичок и полетит в космос. Происходит это примерно за два года до самого полета.
В здоровом теле…
Вся эта научная и интеллектуальная деятельность проходит на фоне постоянной физической подготовки. На специальных тренажерах, воссоздающих узлы и помещения МКС, до автоматизма доводятся различные действия по обслуживанию и ремонту станции.
Медики без конца проверяют все системы организма, задавая космонавтам нагрузки, которые те будут испытывать в полете и во время пребывания в космосе. Вот только некоторые из них:
-10 минут минимум на вертящемся стуле,
-тренировки для сердечно-сосудистой системы на столе, изголовье которого ниже уровня ног на 15-45 градусов,
-центрифуга с восьмикратными перегрузками (во времена СССР перегрузки достигали 12g),
-барокамера с привыканием к кислородному голоданию,
-термокамера с температурой в 60 градусов по Цельсию и влажностью в 50%.
Отработка действий в открытом космосе происходит в гидролаборатории: огромном бассейне, в который погружены модули космической станции. Действия космонавта и его состояние постоянно контролируются водолазами-наблюдателями.
Космонавты столько времени проводят под водой, что Олег Артемьев, рассказывая о своем первом выходе в космос, вспоминал, как удивился, что выйдя в люк, не увидел рядом водолазов.
К концу обучения космонавты умеют все: от момента старта и до приземления их жизнь в их руках. Высокотехнологичные тренажеры позволяют довести до автоматизма любые действия в космосе, начиная от состыковки станции с грузовыми кораблями и заканчивая пользованием космическим туалетом.
Читайте также: Космос, Антарктика, океан: как военврач из провинции стал знаменитым Юрием Сенкевичем
Не просто тренировки
Любая задача, которая ставится будущему космонавту, усложнена. Если это прыжки с парашютом, то парашют нужно открыть на заданной высоте, в то время как парашютиста отвлекают другими задачами.
Если это экзамен по приземлению в случайной климатогеографической зоне, то запас продуктов и средств первой помощи будет минимальным.
Самый нервирующий тренажер (он же – один из самых важных) – сурдокамера. Замкнутое пространство, в которое космонавта помещают на 5 дней. 3 дня постоянной деятельности без возможности поспать. Бывает так, что психика не выдерживает, и космонавт начинает говорить сам с собой или снимать с себя невидимых насекомых. Это конец карьеры.
А если все-все испытания пройдены, дальше так – за день до полета посмотреть «Белое солнце пустыни» на удачу, пять минут в степи под Байконуром, чтобы по-гагарински сходить до ветру, еще два часа проверок всех систем корабля и – «Поехали!».