Портрет эпохи. Часть 3
КОЛЧАК: этот портрет украшал многие белогвардейские учреждения |
Многие мемуары, даже очень известных и уважаемых людей, часто вызывают бурю негативных эмоций. В той или иной степени - это всегда повествование предельно субъективное. И оценивать их по законам документалистики - неправомерно. Например, книга «Владимир, или Прерванный полет» Марины ВЛАДИ, жены ВЫСОЦКОГО, крайне возмутила его сыновей. Мемуары Валентина КАТАЕВА «Алмазный мой венец» шокировали культурную советскую элиту 70-х годов. А блестяще написанные воспоминания о Пушкине фрейлины Александры СМИРНОВОЙ-РОССЕТ и вовсе ныне считаются стопроцентной фальсификацией. Поэтому мы все же решились продолжить публикацию отрывков из «Заговора недорезанных». Но готовы в любой момент предоставить слово оппонентам Алексея СМИРНОВА.
Был такой художник Соловьев, который являлся генератором захвата художественных вузов бывшими дворянами и академистами. Его родители-дворяне были потомками декабриста Соловьева. Вначале Соловьев увлекался французской борьбой, потом атлетикой и любил фотографироваться в голом виде в качестве натурщика, слегка прикрыв чресла драпировкой. У него была огромная двухметровая атлетическая фигура, серые глаза навыкате, чуть курносый нос со слегка раздвоенным на конце хрящом и что-то бульдожье в лице. Меня Соловьев приучил, ходя по Москве и по России вообще, всюду, не стесняясь, мочиться, но отворачиваясь от людей. Он мне так говорил: «Я, Лешенька, всю Россию от Урги до Москвы запрудонил» (простонародных слов на эту тему он как дворянин избегал). Я этого, ныне давно умершего, человека любил и люблю по сей день, хотя мне доподлинно известно, что он был отпетой кровавой сволочью, многих сознательно подведшим под расстрел. Но возможно, именно он был ангелом-хранителем нашей семьи, в результате чего «органы» не тронули отца.
Висилица с овцами
Соловьев и его брат были призваны в армию КОМУЧа (Комитета учредительного собрания) и воевали с красными. Брата убили, а Соловьев выжил и перешел к Колчаку.
ЗНАМЕНИТОЕ ПОЛОТНО: по версии Смирнова, спиной к нам сидит тот самый Соловьев |
Соловьев рассказывал, как красные, уходя, расстреливали пленных офицеров, сидевших в подвале, среди которых был он сам. А потом бросили в окно подвала гранату, которую Соловьев поймал на лету и вышвырнул обратно. Когда стрельба затихла, Соловьев вылез из подвала и увидел часового-красноармейца, испуганно спросившего у него: «Что делать, барин?» - «Бросай винтовку, срывай звезды и беги, дурак!»
Избиение нэпманов
БОРИС ИОГАНСОН: Советская власть его высоко вознесла |
Соловьев служил у Колчака до самого конца, но в Китай решил не уходить. Во время сибирского зимнего отступления его конь был рядом с конем, на котором замерзший труп генерала Каппеля отступал с его армией. Соловьев рассказывал мне ужасающий случай, когда белая часть ночью в лютый сибирский мороз вступила в сибирский городишко и жители, не знающие, кто к ним вторгся, не открыли дверей и ставень, и всадники замерзли. Особенно страшны были утром замерзшие кони, грызшие перила и штакетник палисадников.
Шилом в зад
Писать светло, как Иогансон, Соловьев не умел, но в картинах «Допрос коммунистов» и «На старом уральском заводе» он по старой колчаковской службе и дружбе помог ему в прорисовке фигур.
КАППЕЛЬ: и мертвым остался на коне |
Тот по-своему отблагодарил Соловьева, выхлопотав ему мастерскую на Масловке. Но Соловьев напакостил и там, отправив на расстрел нескольких убежденных коммунистов. Все советские художники его люто ненавидели. Сортир на Масловке был общий, и Соловьев туда ходить не мог: когда он закрывался в кабинке, художники обливали его из банки мочой через окошко сверху. Кухня тоже была общей, но готовить там жена Нина Константиновна не могла: жены художников подбрасывали им в суп дохлых мышей и толченое стекло. Соловьевы готовили пищу в мастерской на керосинке и там же приспособили рундук с сиденьем для отправления естественных надобностей.
Когда Соловьев проходил по масловскому коридору, его поначалу тоже норовили облить какими-нибудь помоями, но он быстро отучил соседей делать это своим особым ударом по макушке. А один раз жена советского художника, писавшего исключительно доярок, уколола Соловьева шилом в зад, за что Нина Константиновна, подкараулив, выдрала той волосы и до крови искусала плечи, о чем потом с гордостью рассказывала...<…> Умер Соловьев глубоким стариком. Его очень пожилая вдова Нина Константиновна рассказала, что он часто во сне, не просыпаясь, плакал, как ребенок, и она его будила, и он, просыпаясь, говорил: «Я не хотел, не хотел, Нина!»Ссылки по теме:
- Портрет эпохи. Часть 1
- Портрет эпохи. Часть 2
- Портрет эпохи. Часть 4
Комментарий к мемуарам Алексея Смирнова читайте в статье «Михаил Курилко-Рюмин: «Я был готов выстрелить этому подлецу в рожу!»