Почему татары раскритиковали сериал «Зулейха открывает глаза»?

сериал «Зулейха открывает глаза»
Кадр из сериала «Зулейха открывает глаза», раскритикованного коммунистами и татарами. Фото: kinopoisk.ru
«Экспресс газета» отвечает на актуальные, неудобные и неожиданные вопросы. Сегодня мы расскажем о том, почему сериал «Зулейха открывает глаза» так возненавидели татары.

13 апреля на канале «Россия 1» состоялась премьера сериала «Зулейха открывает глаза», снятого по одноименному роману Гузель Яхиной в 2015 году. Зрители сериала сразу же разделились на два лагеря: одни остались в полном восторге от тяжелой кинодрамы, повествующей о раскулачивании и депортации татарских крестьян во времена сталинских репрессий, другие же возненавидели картину буквально с первых кадров, а вместе с ней и актрису Чулпан Хаматову, которая сыграла главную героиню сериала, татарку Зулейху.

Сначала с критикой на «‎Зулейху...»‎: обрушились коммунисты, которые даже выступили с открытым требованием запретить сериал за то, что его создатели решили заработать на такой болезненной для России теме, как сталинские репрессии, и очернили нашу историю.

«Чулпан, вы талантливая актриса, и очень прискорбно, что дали втянуть себя в этот одиозный и дурно пахнущий антисоветский проект», — говорится в сообщении пресс-службы центрального комитета партии «Коммунисты России».

Вместо этого актрисе посоветовали сниматься в более надежных и проверенных с исторической точки зрения фильмах: про героев Советского Союза, антифашистов, простых рабочих и так далее.

Критика коммунистов была вполне ожидаема, но она скорее патетична, в отличие от критики зрителей-татар, которых фильм, кажется, действительно задел за живое и оскорбил до глубины души.

Сериал «Зулейха открывает глаза» исказил быт татар и очернил исламское общество

  • Первое, на что обратили внимание представители татарского общества, — то, как в сериале показан татарский быт. По мнению одних, татары в картине олицетворяют невежество и дикость, а репрессии — верный способ сделать из них современных советских людей.
  • Другим же, наоборот, главная героиня Зулейха показалась слишком свободной и интеллектуальной для «дремучей татарской девушки», которую она пытается изобразить.
  • Шквал критики вызвала сцена секса в мечети. Муфтий Камиль Искандерович Самигуллин поспешил успокоить единоверцев, объяснив, что «глумление над мусульманскими религиозными ценностями и святынями было бы непростительным кощунством. И в действительности оно не было допущено», потому что сцену снимали не в мечети, а в павильоне, а конечная картинка на экране — результат монтажа. Впрочем, муфтий добавил, что как бы ни была снята эта сцена, она аморальна и омерзительна.
  • В одной из серий во время переклички в списке репрессированных звучат имена реальных мусульманских деятелей, в том числе и ныне живущих. Например, имя муфтия и председателя Центрального духовного управления мусульман РФ Талгата Таджуддина. Что это, недоумевает исламское общество, сознательное нападение или глупая, но оттого не менее оскорбительная случайность? Создатели фильма уверяют, что случайность.

«Во-первых, с точки зрения татарской аутентики. Ни писательница, ни сценарист, ни режиссер явно не были в татарской деревне. Ни вышитых полотенец, ни предметов народного промысла... Деревенский дом для его хозяев — не просто место жительства, это их все. И он — глубоко индивидуален. А здесь... Хибара хибарой. Снимай хоть драму, хоть хоррор, хоть что», — раскритиковали зрители татарский быт на экране.

Буквально в каждой сцене находится что-то оскорбительное для татарского сообщества.

«От фильма Чулпан "Зулейха" повеяло отвратительным запахом. Зачем нужна была сцена, когда семьи татарских кулаков-мироедов, с детьми, стариками и старухами необходимо было заталкивать зимой в холодную мечеть без окон и дверей? Создается впечатление, что создатели опуса хотели еще круче развернуть сцену осквернения мусульманской святыни, там старая бабка все ищет место в храме для справления нужды. Но и этого творцам показалось мало: прямо возле места муллы комиссар занимается при всех сексом с молодой симпатичной охранницей в белой шубе. Ужас!» — возмущаются зрители в комментариях.

Сериал «Зулейха открывает глаза» повторяет судьбу романа

Какой будет реакция на сериал «Зулейха открывает глаза» татарского сообщества, можно было предугадать по судьбе романа, по которому сняли картину.

Российские критики положительно отозвались о дебютном романе Гузель Яхиной, даже сравнив его с «Обителью» Захара Прилепина. А вот татарские разнесли произведение в пух и прах. Претензии все те же.

«Характеры персонажей надуманны и неправдоподобны, а описание татарского быта и традиций не соответствует действительности и является проявлением неуважения ко всему татарскому народу», — резюмировал татарский драматург Рабит Батулла.

Некоторые также заявили, что Гузель Яхина не имеет никакого морального права писать про татарский народ, потому что пишет она на русском языке, и обращаться к теме раскулачивания, потому как в биографии ее семьи таких эпизодов не было. Сама автор не отрицает, что опиралась на мемуары большого количества других раскулаченных людей в период с 1930 по 1946 год.

Какие бы ни были низкие рейтинги у фильма, уже сейчас становится понятно, что это — знаковая картина, которая никого не оставила равнодушным, и частотность отзыва «взял за душу» пока что гораздо выше, чем количество негативных комментариев.






«Конфликт на пустом месте»: Хаматова об отмене спектакля российских артистов в Латвийском национальном театре
Каково Чулпан Хаматовой в Латвии на самом деле