Кречинский, на выход!

В Москве начались съемки многосерийного телефильма «Полонез Кречинского» по мотивам произведений Сухово-Кобылина

АЛЕКСАНДР АБДУЛОВ: с такой прической предстает перед зрителем впервые

В основе сериала - трилогия «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина». Хотя эти литературные произведения написаны в разных жанрах – водевиль, трагедия и пьеса абсурда, - сценаристам удалось соединить их в единое целое. И теперь съемочная группа воплощает оригинальный проект в жизнь. Мы решили узнать, насколько удачно это получается, и отправились на съемочную площадку.

Татьяна СТЕПОВАЯ Действие происходит в Москве XIX века. Кречинский, пользуясь доверием влюбленной в него девушки, закладывает ее драгоценность и, говоря современным языком, подводит под уголовную статью всю ее семью. Далее к делу подключается Тарелкин, преследующий свои корыстные цели. Героям предстоит пережить много потрясений – кто-то окажется в психиатрической лечебнице, кто-то уйдет в монастырь. Актерский состав сериала – суперзвездный: Александр Абдулов, Александр Лыков, Игорь Ливанов, Ирина Апексимова, Ольга Волкова, Алексей Петренко, Владимир Стеклов и другие любимые зрителями актеры.

ЛИДОЧКА (ЮЛИЯ РОМАШИНА), АТУЕВА (ОЛЬГА ВОЛКОВА), МУРОМСКИЙ (АЛЕКСЕЙ ПЕТРЕНКО): прогнали Нелькина, презрением одарив

Создатели фильма приложили немало усилий к воссозданию атмосферы того времени. Одни вещи брали в аренду, другие покупали на блошиных рынках. Аптечные пузырьки, масляные лампы, очки, ножи, бинокли, портмоне, трубка, трости, - все это не бутафорские, а настоящие – из позапрошлого века предметы. Съемки будут проходить в нескольких городах – в Санкт-Петербурге, Костромской области, Москве и даже в Ялте, которая с легкой руки киношников превратилась в итальянскую Ривьеру. Мы побывали на съемочной площадке в подмосковном Подольске, где построили специальный павильон, воссоздающий интерьеры старой Москвы. На наших глазах разворачивалась трагическая сцена. Честный и благородный Нелькин (Игорь Ливанов) пытается уличить Кречинского (Александр Лыков) в обмане на глазах у Муромского (Алексей Петренко), Атуевой (Ольга Волкова) и Лидочки (Юлия Ромашина). Но тот ловко переводит стрелки, и несчастного Нелькина с позором изгоняют из дома. Сцена репетировалась долго и тщательно. Отрабатывались каждый поворот головы, взгляд, шаг, взмах руки. Обычно на площадке допускаются перерывы «на кофе» между дублями. Но на этих съемках все нацелены только на работу – перекуры и перекусы отвлекают.

Вадим ДУБРОВИЦКИЙ: даже в мерзавцах мы ищем положительное

Считается, что таланты капризны и любят потрепать нервы создателям фильма. Я поинтересовалась у режиссера, как складываются его отношения со звездными исполнителями.

РЕЖИССЕР: в любом актере откроет что-то новое

- С одной стороны легко, потому что это – состоявшиеся, талантливые актеры. С профессионалами всегда интересно работать. А сложность в том, что у каждого - свой наработанный багаж. Что-то нужно объяснять, доказывать, переламывать. Но все равно интересно в каждом открывать что-то новое. - В каких актерах вы сделали открытия? - Буквально в каждом. Это даже не от меня зависит. Любой материал, а тем более классика, добавляет актеру новые краски. Мы, например, не привыкли видеть Игоря Ливанова в роли слабого, запутавшегося и потерянного человека. Он чаще всего представал в героическом образе. Или Саша Лыков. Его Кречинский и жесткий, и жестокий, и одновременно тонкий, ранимый, талантливый, с блестящим университетским образованием. Сам Кречинский пишет в письме: «Да, я обыгрывал в карты, но никогда не подставлял женщин и не мучил детей». А ведь это начало раскаяния. Он, бесспорно, неоднозначный герой. Такая многомерная роль дала возможность актеру заиграть новыми красками. - Как я понимаю, у вас нет однозначных героев? - Мы стараемся, чтобы не было. Даже в таких карикатурных мерзавцах, как Тарелкин или Расплюев, ищем человеческое, потому что у каждого есть свои боли и слабости.

Александр ЛЫКОВ: мой герой – не подлец

ИГОРЬ ЛИВАНОВ И АЛЕКСАНДР ЛЫКОВ: противостояние благородства и цинизма

Исполнитель главной роли Александр Лыков, избавившийся от образа любвеобильного мента Казановы, давно доказал, что способен успешно работать и в других амплуа. Даже во время обеда он не выходит из роли – сохраняет осанку, манеры и даже взгляд Кречинского. Единственное, что он себе позволил – отклеить усы. Мешают трапезничать.

- Сложно находиться в образе по12-14 часов в день? - Физически, конечно, тяжело. Для того, чтобы поддерживать себя в тонусе, я начал бегать и ходить на массаж. Иначе просто с ног валишься. Шутка ли, столько часов на ногах. - С какими еще трудностями столкнулись на этих съемках? - У Сухова-Кобылина довольно сложный текст, здесь не поимпровизируешь. Это больше похоже на театральный проект, а не на киношный. В современном фильме можно произносить текст своими словами. А здесь надо точно придерживаться сценария. - Какие качества героя вам близки и вызывают уважение? - Я могу сказать, что он - честный человек. У него ясные мотивации и поступки. Они вполне современны и понятны. Меня иногда спрашивают, как вы играете подлеца? Но я не нашел у Сухова-Кобылина подлеца. - А что прочитали? - У Кречинского есть свои принципы, и он их придерживается, живя так, как считает необходимым. Мы пошли дальше Сухова-Кобылина, проведя образ Кречинского через всю картину. Со временем он меняется. Можно сказать, даже лучшую сторону.

Игорь ЛИВАНОВ: Мужчину можно полюбить и за доброту

Красавец-актер тоже предстает в непривычном для зрителя амплуа. Как сказал режиссер, «не красивый и героический», а «запутавшийся и несчастный». Но, в отличие от Лыкова, после команды «Снято!» актер моментально перевоплощается из жалкого Нелькина в веселого и остроумного Ливанова.

ОТЧАЯВШИЙСЯ НЕЛЬКИН: отстаивает честь с оружием в руках

- Так легче, спокойнее, - поясняет Игорь. - Даже после самых драматичных сцен нужно стараться расслабляться. Шутки помогают и настроиться, и найти доверительный тон по отношению друг к другу. - Фанатам будет непривычно увидеть вас в таком амплуа… - И слава богу! В ближайшее время у меня пошли самые разноплановые роли. Для актера это великое счастье - быть как можно разнообразнее и разностороннее. В театре такая тенденция существует. А в кино все-таки довлеет имидж. Тебя видят в чем-то одном. Для актера это плохо еще и потому, что начинаешь лениться. - Ваш герой хочет добиться любви Лидочки, но при этом вызывает жалость. Может ли женщина полюбить такого жалкого мужчину? - Мне тоже жалко Нелькина. Но он добрый, и его можно полюбить за это. Мы привыкли любить за уверенность, мужественность. Нелькин искренний, любящий, сердечный, честный. Но вам, женщинам, оказывается этого недостаточно. Нужно, чтобы кулаком по столу (смеется). - Нелькину будет хоть немного счастья? - Нет. Будет только иллюзия счастья, и то недолгая. В результате он подастся в революционеры. Мы создали такое слабое подобие Чернышевского. Он тоже уедет за границу, потом вернется, чтобы бороться за счастье семьи Муромских. Но, увы…