Как будет происходить переход на электронные паспорта в России?
Электронный паспорт — это пластиковая карточка с чипом, в котором будет содержаться исчерпывающая информация о человеке: паспортные данные, СНИЛС, водительское удостоверение, слепок лица для распознавания, отпечатки пальцев, электронная подпись и так далее.
Подобный документ, или ID-карта, ввели в обиход уже многие страны: США, Сингапур, Эстония, Австрия, Германия, Украина, Литва и другие. Россия тоже решила встать на цифровые рельсы и в этом году уже вплотную начала разрабатывать новый формат паспортов.
Вице-премьер Максим Акимов уже показал образец будущего документа, в общих чертах рассказав, что получить паспорт нового образца можно будет уже в 2020 году, а замена бумажных документов на электронные аналоги будет проводиться до 2024 года. Менять документ нужно будет раз в 10 лет и, конечно же, он станет гораздо более удобной заменой своего устаревшего бумажного собрата.
Только вот россияне нововведению, кажется, не рады. Как выяснило исследование ВЦИОМ, почти 60% россиян не доверяют электронным паспортам и предпочли бы пользоваться старыми. Иметь пластиковую карточку хотели бы всего треть россиян — 31%, и большинство из них — граждане от 18 до 24 лет.
Почему же люди не доверяют новой модернизированной системе, как будет происходить переход на электронные паспорта в России и будет ли он принудительным? Об этом мы спросили у нашего эксперта.
Электронный паспорт в России — очень сырая, недоработанная идея
— Распоряжение об оформлении конвенции по выпуску электронных паспортов вышло еще в 2013 году и спустя шесть лет раздумий эта тема опять появилась на повестке дня.
На сегодняшний день известно не так много. Электронный паспорт будет представлять собой карточку, похожую на водительское удостоверение, только в ней будет заложено намного больше данных, чем в обычном паспорте, за счет встроенного чипа. Информации, что собой представляет этот чип, пока что нет.
В чем же заключается основное отличие электронного паспорта от его устаревшего собрата? Главную роль здесь играет упрощенность, а именно: не будет необходимости носить с собой большое количество документов, таких как водительское удостоверение, СНИЛС, ИНН, документы на недвижимость и прочее.
Это должно значительно упростить осуществление госуслуг на портале ГПУ, но в реальности сам портал ГПУ даже на 80% не обладает нужным функционалом и необходимыми базами данных.
Поэтому новый вид паспорта едва ли сделает нашу жизнь легче. Скорее всего — наоборот.
Например, если человек придет с новым электронным паспортом в поликлинику, он просто не сможет получить по нему талон, потому что поликлиники не обладают нужными базами данных.
Сейчас то же самое происходит с электронными полисами ОСАГО. Если вы попали в аварию и у вас с собой нет полиса в бумажном виде, но зато есть электронный, дорожно-патрульная служба просто не сможет проверить, есть ли он в базе данных — потому что базы данных как таковой нет, — и выпишет вам штраф. Судя по всему, при переходе на новый вид паспорта ситуация будет такой же, если не хуже.
Как будет происходить переход на электронные паспорта?
В самом процессе перехода на
Если вы сделаете электронный паспорт, то его бумажный предшественник останется с вами и не потеряет юридической силы.
В случае отказа делать электронный паспорт никаких штрафных санкций законодательством не предусмотрено, поэтому все зависит от вашего желания.
Стоимость электронного паспорта составит 2500-3500 рублей. И вряд ли за ним выстроится очередь желающих, потому что это соизмеримо со стоимостью
Кстати, информация о том, будут ли внесены в электронный паспорт данные загранпаспорта, тоже отсутствует. Хотя это могло бы повысить интерес к новому документу и сделать его более привлекательным.
Из-за общего скептического настроя россиян по поводу нового электронного паспорта есть риск, что его оформление из добровольного станет принудительным — и это будет самый худший расклад.
Как скоро нужно будет поменять обычный паспорт на электронный в случае, если закон войдет в силу и замена будет происходить в обязательном порядке, — сказать сложно. Все зависит от того, какой установят регламент. Если исходить из юридической практики, учитывая всю процедуру замены документа, то срок составит минимум 30 дней.