Светлана Мизери: «Олег Ефремов растрачивал себя на женщин»
- Светлана Николаевна, с прошедшим вас! Как отметили?
- Я не пафосный человек. В свой юбилей просто отыграла очередной спектакль. Хотя помню, как была счастлива, когда на 75-летие получила в подарок биографическую книгу о себе. Как актриса я полностью реализовалась и теперь пробую себя в режиссуре.
- В один месяц и год с вами родилась Татьяна Доронина, с которой вы учились на параллельных курсах в Школе-студии МХАТ, а позже играли в Театре Маяковского.
- С Таней у нас отношения сразу не сложились. Доронина пришла в Маяковку, когда мы с Арменом Джигарханяном уже репетировали спектакль «Беседы с Сократом». Ставил его Андрей Гончаров. Татьяна попросила у него главную женскую роль, то есть мою. Я тогда сказала Гончарову: «Вы уж простите, но если будет играть Доронина, я из театра сразу уйду». Андрей Александрович все сразу понял, он меня ценил и уважал. Чего не скажешь о режиссере Александре Вилькине.
- Чем он вас обидел?
- Мы с Дорониной обе репетировали в его «Чайке» роль Аркадиной. Актриса Лидия Сухаревская, глядя на нашу игру, замечала: «Света Мизери - выглядит как настоящая героиня, а Доронина - как какая-то кухарка». Но Вилькин видел в роли Таню. Такие грязные провокации мне устраивал: кричал, что я не знаю текст, лил на меня дерьмо. Я не стала ругаться и уступила Дорониной. Несколько лет назад Вилькин случайно встретил моего мужа Игоря Сиренко и извинился за свое поведение. К слову, мою дочь Доронина потом пригласила на работу к себе в театр, но Маша оттуда быстро ушла. Не выдержала сложного характера Татьяны Васильевны. Хотя они обе Девы по знаку зодиака.
- Но и Андрей Гончаров никогда не отличался сахарным характером. За что он вас любил?
- Его действительно в Маяковке все безумно боялись. Гончаров на эмоциях мог так орать на артистов, что от ужаса хотелось провалиться сквозь землю или умереть. Но я никому не позволяла на себя кричать. Поэтому на меня и еще на Наташу Гундареву Андрей Александрович голоса не повышал. Наташенку, прекрасную русскую женщину, к слову, всегда вспоминаю с огромной теплотой. Жаль, что она мамой так стать и не смогла. А еще на пластическую операцию зачем-то решилась и в результате сама себя и погубила.
- А вы никогда под нож пластического хирурга не ложились?
- Нет. Я же прекрасно понимаю, что возраст отражает лишь наша физическая оболочка, а душа может оставаться молодой вечно. Если внутри пусто, можно и в 40 быть старушкой.
Гульбище на сцене
- До Театра Маяковского вы несколько лет проработали во МХАТе и «Современнике». А однажды заявили, что в Олеге Ефремове чувствовали человеческое мужское гнильцо. Неужели настолько он вам был неприятен?
- Я имела в виду отношения Олега Николаевича с Ниной Дорошиной. Она его любила до глубины души, а он растрачивал себя на множество других женщин. То уходил, то возвращался к Нине, а жениться на ней не стал просто потому, что нравилась невероятная легкость таких отношений без обязательств. Пока Дорошина страдала, Ефремов пользовался тем, что вокруг множество девушек с пониженной социальной ответственностью, готовых на все ради карьеры в театре. Слава богу, у меня хватило ума не встать с ними в один ряд. На ухаживания Олег Николаевич времени не тратил, вел себя, как герой фильма «Обыкновенное чудо»: «Вы привлекательны, я чертовски привлекателен. Чего зря время терять?» Но его пассов в свою сторону я старалась не замечать. В ответ он злился и приговаривал: «Какая же ты дура! И вообще, ты - дерьмо».
- Не удивительно, что вы не стали работать под началом Ефремова.
- Неприятно было наблюдать, что он поощрял, чтобы все друг с другом спали, изменяли супругам. Ко всему прочему, Ефремов жутко пил, причем на одном из юбилеев театра устроил гульбище прямо на сцене - святом месте для каждого актера. Когда Олег только возглавил главный театр страны, мой второй муж и отец моей дочки Миша Зимин сразу же оттуда уволился. Потому что нас учили отдаваться на сцене по полной, чего при примитивной режиссуре Ефремова сделать было нельзя. По причине слабой работы постановщиков я и в кино толком не снималась, зато играла на всю мощь на сцене. И не я одна. Анатолий Вербицкий, например, покончил с собой из за невостребованности и забвения - не смог жить без МХАТа. Молодец Таня Доронина, что после раскола театра увела половину труппы за собой, не дала многим людям погибнуть.
- Для худруков важно иметь прямой контакт с властью? Тот же Ефремов был вхож в кабинет к министру культуры Фурцевой.
- Олег и правда считал, что театр не сможет занять свою нишу, если руководитель не будет присутствовать в высоких кабинетах. В результате он предал родной «Современник» и ушел во МХАТ. Я преклоняюсь перед мужеством Гали Волчек, взяла управление «Современником» в свои руки. Ее сильно поддерживал Игорь Кваша, мой первый муж и моя первая любовь... Мы с Клушей, как его все называли, совсем мало прожили. И много лет даже не здоровались. Я если рву отношения, будь то с человеком или театром, никогда не возвращаюсь. А незадолго до своей смерти Игорь вдруг мне позвонил и пригласил на юбилей «Современника». Я отказалась. Сейчас думаю - зря. Он просто хотел повидаться, понимая, что тяжело болен и конец близок. До сих пор слышу его голос.
- Вы обрели настоящее счастье только с третьей попытки с нынешним супругом Игорем Сиренко?
- Да. В свое время худрук Маяковки Николай Охлопков сделал мне подарок: принял Игоря в труппу театра. Спустя 20 лет я ушла вслед за мужем в Театр Пушкина, где ему предложили кресло худрука. Прослужили там 10 лет. И вот уже 28 лет у нас с супругом свой театр «Сопричастность». Недавно мы отметили 50-летний юбилей совместной жизни.
- А почему не сложился второй брак?
- С актером Мишей Зиминым я прожила 11 лет. Потом он умер от рака печени, но до конца его дней мы оставались в хороших отношениях. От Миши я родила дочь Машу. Сейчас ей 55. Выпускница Щепкинского училища, она стала заслуженной артисткой России и работает в нашем с Игорем театре. Муж Маши, замечательный актер Владимир Михайлов, умер 15 лет назад. И за все эти годы Маша не нашла ему замены, она - однолюб. У нее есть сын Миша, названный в честь деда. Моему внуку 21 год, по актерской линии он не пошел.
Двоеженец
Светлана Мизери долго не могла простить Игорю Кваше, что он бросил ее ради своей будущей второй жены. С Татьяной актера познакомила Галина Волчек во время отдыха в Коктебеле. Девушка-врач из приличной семьи очень нравилась худруку «Современника». До Кваши за Татьяной ухаживал жуткий ловелас Михаил Козаков. Но она быстро поняла, что за Игорем будет как за каменной стеной. И не прогадала. Предложение Кваша сделал сразу по возвращении в Москву, еще не разведясь с Мизери. Свадебное торжество устроили в ресторане раньше, чем поставили печати о разводе в паспорте. Собрали друзей и объявили, что они теперь муж и жена. Получается, на некоторое время любимец публики фактически стал двоеженцем. А расписались, когда Таня уже была беременна.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов