Главная тайна миномёта «Катюша»: версии и факты
«Катюша» - так фронтовики называли реактивные миномёты БМ-8 (13 и 31) — первые системы залпового огня (СЗО), взятые на вооружение в СССР. До сих пор историки пытаются понять, почему орудие, которого смертельно боялись фашисты, обрело милое девичье имя.
Версия первая. Самой романтичной считается история про лихую партизанку Катю, на счету которой было немало убитых фашистов. Но никаких других сведений о существовании девушки-снайпера не найдено.
Версия вторая. Напрашивается само собой, что миномёт был назван «по мотивам» широко известной песни Матвея Блантера «Катюша», написанной в 1938 году. В пользу этой версии существует много аргументов.
Вспомним слова песни:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Так вот, первая батарея «Катюш» стреляла по площади посёлка Рудня прямой наводкой действительно с холма («высокого крутого берега»). Затем, якобы услышав мелодичные звуки при запуске реактивных мин и оценив их мощь, очевидец воскликнул: «Вот так песенка!». И кто-то ему ответил: «Да, прямо, как «Катюша»!». Версию подтверждает и то, что в целях секретности, при управлении огнём БМ-8, не разрешалось употреблять команды «Огонь!» и «Залп!». Их заменяли на «Пой!» или «Играй!».
Версия третья. Довольно достоверно следующее предположение. В службах полигонов, где «обкатывали» оружие, боезаряды для систем залпового огня сокращенно называли КАТ. Эта аббревиатура расшифровывается как «Костикова артиллерийские термические», где Костиков – фамилия одного из руководителей инженеров проекта. Отсюда недалеко и до «КАТюши», тем более что артиллеристы часто давали орудиям ласковые прозвища. (Так, гаубица М-30 звалась «Матушкой», а пушка МЛ-20 – «Емелькой».)
Версия четвёртая. Иногда прозвище связывают с буквой «К» на корпусе орудия, что означало «завод Коминтерна».
Повторить не удалось
У немцев в 1941 году уже были на вооружении реактивные миномёты. Именно их вместе с фугасными и надкалиберными 32-см зажигательными снарядами вермахт применил уже 22 июня 1941 года под Брестом. Наша «Катюша» появилась чуть позже. Командование решило ввести в бой экспериментальные образцы, а уже потом, опробовав их в бою, налаживать массовый выпуск.
И хотя первенство по времени — на стороне немцев, но мощь нашего оружия оказалась намного сильнее. «Катюши» буквально приводили немецкую армию в состояние ужаса и паники. Поэтому немцы с самого первого дня разрабатывали планы захвата БМ-8 и боеприпасов, что называется, «в плен». Цель немцев была проста: добыть «Катюшу», посмотреть, как она устроена, и скопировать ее. Несмотря на строжайшую секретность, смену дислокации после каждого боя и встроенную систему самоподрыва, одна из СЗО поздней осенью 41-го года все-таки попал в засаду.
Только тогда фашисты узнали, что «Катюша» – орудие залпового огня, и выстреливает сразу 16-ю (а в усовершенствованных моделях и 24-мя) реактивными минами. В то время как реактивные немецкие «Nebelwerfer» были шестиствольными, и их боеприпасы имели несколько другой принцип действия.
Казалось бы, противнику осталось только повторить конструкцию захваченной «Катюши», и советские войска лишились бы преимущества в этом виде вооружения. Но не тут-то было.
Скопировать саму «Катюшу» ещё было относительно возможно. Но вот с выпуском аналогов реактивных снарядов возникли трудности. Немецкие мины вели себя совершенно непредсказуемо: порох отказывался стабильно гореть, и мины либо сходили с направляющих и вскоре падали на землю, либо начинали вращаться и взрывались, ещё находясь в воздухе.
Немцы не могли предположить, что боеприпасы для "катюш" более 10 лет разрабатывались в крупных исследовательских советских институтах и представляли собой инновационные боезаряды с особыми свойствами. Оригинальным было и устройство подрыва. Заряды подрывались сразу с двух сторон, а значит, имели и две волны детонации. Когда волны встречались друг с другом, резко возрастало давление, благодаря чему остатки корпуса боезаряда очень сильно нагревались. Высокая температура, доходящая до 800 градусов, наделяла осколки значительным зажигательным действием. Огневая мощь при этом была настолько высока, что в немецкой армии родилась легенда об использовании в «Катюше» неких фантастических «термитных зарядов».
«Катюша» в кино и компьютерных играх
«Катюши» сразу стали символом мощи Советской армии. Поначалу они попали в кинохронику. А потом — и в художественные ленты.
Наверное, самым первым художественным фильмом, в котором реактивные миномёты были показаны во всех ракурсах, включая крупный план, был «Женя, Женечка и «Катюша». (1967 год, режиссер Владимир Мотыль).
Полюбоваться на «Катюшу» можно было в фильмах «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука, и «Освобождение» Юрия Озерова. Уже в наши годы о легендарном орудии снят сериал «Привет от Катюши».
Не обошли вниманием БМ-8 и БМ-13 и создатели компьютерных игр. Пострелять из «Катюши» сегодня можно в стратегиях: Company of Heroes 2, Блицкриг II, War Front, Turning Point. Любители ММО могут стать экипажем реактивного миномёта (СЗО) в игре War Thunder. А те, кому по душе шутеры, могут почувствовать огневую мощь первой в стране СЗО в игре Battlefield 1942.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов