«Слишком реалистично сыграли». Почему Немоляева не могла смотреть фильм со своим мужем в главной роли
Актриса не могла видеть, как ее знаменитый супруг занимается любовью с Татьяной Дорониной
Народная артистка России Светлана НЕМОЛЯЕВА отмечает 80-летие. Ее крестным отцом в кино стал Эльдар РЯЗАНОВ, подарив яркие роли трогательной Оленьки Рыжовой из «Служебного романа» и несчастной жены Гуськова из «Гаража». Счастливая карта выпала Светлане Владимировне и в личной жизни. С мужем и коллегой по Театру Маяковского Александром ЛАЗАРЕВЫМ она прожила более полувека до того самого момента, как шесть лет назад его не стало.
- Светлана Владимировна, как будете отмечать юбилей?
- На сцене родного Театра Маяковского исполню большую роль в премьере спектакля «Бешеные деньги», который поставил Анатолий Шулятьев, ученик Римаса Туминаса. Там участвует и моя внучка Полина Лазарева. Она изображает дочку моей героини. Это второй раз, как мы играем маму и дочку, первым был спектакль по Александру Островскому «Таланты и поклонники». После премьеры соберемся с друзьями, коллегами и отметим.
- Рады, что внучка пошла по вашим стопам и продолжает актерскую династию?
- Да, с большой радостью смотрю на Полю. Ей скоро исполнится 27 лет, и она постоянно растет в творческом плане: из неопытного утенка превращается в понимающую актрису. У нее случился великолепный старт в Театре Маяковского, уже несколько главных ролей. Кто- то скажет, что она попала к нам по блату. Но не я же актеров на роли утверждаю, а режиссеры сами выбирают. В свое время, когда мой сын Саша Лазарев-младший пришел в «Ленком», он тоже столкнулся с перешептываниями за спиной, мол, это родители помогли. Но Шурик доказал, что он не просто сын, а отличный артист.
- Вы замечательно выглядите. Наверное, потому, что прожили счастливую жизнь?
- Ну да. Бабушкой со сцены я не смотрюсь, поэтому и дают героинь помоложе. Я всю жизнь любила и была любимой мужем - Александром Лазаревым, теперь уже покойным. Мы с Сашей в 1960 году поженились. Шурик у нас спустя семь лет родился. Сохранить семью в театральном мире очень сложно, в нашей профессии много таких моментов, которые отсутствуют в других. Например, соперничество, зависть. Да и одинаковость профессии накладывает чувства, которые могут разрушать счастье. Но мы с Сашей с молодых лет друг за друга болели, вровень шли, у него и у меня были большие роли.
- Часто ругались?
- За долгие годы нашей жизни все было, чего таить. Но мы смогли все преодолеть, простить и забыть обиды. Теперь память о муже для меня святая. Прощать - это искусство, очень важное в любом браке. По молодости я была вспыльчивая, правда, отходчивая. Да и Саша всегда умел найти ко мне нужный подход. Обнимал и говорил: «Светка, ну что мы с тобой поссорились-то?!» И уже через несколько минут и вспомнить не могли, по поводу чего случился конфликт.
- Ревновали мужа?
- Наши с Сашей мимолетные увлечения ни на что не повлияли. Ходили разговоры, что после выхода замечательного фильма «Еще раз про любовь», где Саша с Татьяной Дорониной просто великолепно сыграли, я ревновала его к ней. Но это не так, я же сама актриса и понимала, что это работа. Я прекрасно Таню знала, когда она еще в нашем Театре Маяковского работала. Хотя эта картина вызвала во мне тяжелые чувства, очень уж реалистично они любовь сыграли. Когда муж был жив, я не любила и не смотрела эту ленту, а он смотрел. Но после ухода Саши я отошла от тех чувств и уже с наслаждением поглядела.
- Ваш сын рано женился…
- Да, у Шурика с Алиной дочка Полина родилась, когда обоим по 23 года было.
- Поначалу молодая семья жила у вас?
- То у нас, то у родителей Алины, когда от нас уставали. А потом молодые купили свою квартиру. Я тогда даже расстроилась, что будем видеться реже. Я и сноху дочкой считаю, не перестаю благодарить Бога за нее. Шурик с Алиной со школьных лет знакомы, в одной компании общались. Алина окончила Институт культуры, блестяще говорит на английском, работала референтом в строительной фирме. А потом решила домом, детьми и мужем заниматься. Через 10 лет после внучки Полины они же нам внука Сергея подарили. Сейчас он оканчивает школу и собирается во ВГИК на продюсерский факультет поступать.
- Дедушка Александр Лазарев был бы рад такому его выбору?
- Уверена, что да. Жалко, что не дожил до этого момента. Муж предчувствовал свой уход. У него всегда было неважное здоровье, подорванное еще в блокадном Ленинграде. Сердце с юности шалило. Когда разбирала его медицинские бумаги, то увидела, что в первый раз скорая помощь приезжала к нему после сердечного приступа еще возрасте 35 лет! За полгода до смерти Саша постоянно о чем-то волновался и повторял: «Светка, ужас, мне будет 73 года!» На что я отвечала: «А мне уже исполнилось 73, и что? Я не жалуюсь!» Видно, он чувствовал то, чего не чувствовала я. А потом сильно разболелся: шунтирование сделали, воду в легких откачали, нашли проблемы с почками. А потом у него, через три недели после операции, оторвался тромб. Шесть лет его нет, а он мне снится. Не так давно выпускала новый спектакль, и вот ночью после очередной репетиции вдруг вскочила и побежала открывать дверь. Так явно мне приснилось, что Саша стучится в дверь. Помчалась открывать, а вдруг поняла, что это только видение.