КБ машиностроения, сотворившее лучшие в мире ПЗРК и ПТУРы, отмечает 75-летие
КБ машиностроения, сотворившее лучшие в мире ПЗРК и ПТУРы, отмечает 75-летие
Незаменимые есть
«Не смешите мои «Искандеры» – один из самых известных российских мемов последних лет. Шутка возникла после того, как Москва отреагировала на многочисленные угрозы и демарши НАТО отправкой оперативно-тактических комплексов в Калининградскую область. «Искандеры» стали универсальным ответом на развертывание вдоль наших границ инфраструктуры ПРО, создание сети оперативных штабов в Восточной Европе и обещания прислать пехоту и танки для защиты поляков, румын и прочих страдальцев бывшего соцлагеря.
Возможность отвечать на выпады Запада столь лаконично есть у России благодаря научно-производственной корпорации «КБ машиностроения», которая в эти дни отмечает свой 75-летний юбилей.
ДЛЯ СПРАВКИ: Предприятие «КБ машиностроения» было создано в 1942 году и получило название «Специальное конструкторское бюро гладкоствольной артиллерии». Разместилось оно в подмосковной Коломне на производственной базе завода №4. Коллектив был укомплектован ленинградцами и киевлянами, а основу составили сотрудники специального конструкторского бюро НИИ-13.
Спасибо, что живой
С самого начала руководить КБ был поставлен опытный конструктор Борис Шавырин, возглавлявший в 30-е годы разработку советского минометного вооружения. К моменту ответственного назначения Шавырин имел солидные знания и опыт проектирования оружия.
КСТАТИ: Шавырин - выпускник МГТУ имени Н. Э. Баумана - начинал свою профессиональную карьеру в производственном отделе Орудийно-оружейно-пулеметного объединения и параллельно преподавал одну из самых сложных технических дисциплин – сопротивление материалов.
В 30-е годы Борис Иванович активно разрабатывал минометы различных калибров. Однако непосредственно перед войной жизнь и карьера выдающегося оружейника оказались под угрозой: Наркомат госбезопасности обвинил его в саботаже создания новых минометов. Спасло Шавырина от лагерей, а может быть, и расстрела, только заступничество наркома Бориса Ванникова.
Миру - мину
Локальные войны СССР – финская и на Халхин-Голе – показали, что минометы незаменимы в бою на пересеченной местности. Видимо, таким же незаменимым оказался и сам Шавырин. Поэтому новое КБ сразу же занялось модернизацией и улучшением тяжелых 120-миллиметровых минометов, принятых на вооружение в предвоенные годы. Параллельно была начата разработка целой серии экспериментальных моделей.
Советская военная доктрина 50-х ориентировалась на массированные танковые атаки. Предполагалось, что бронированные армады в считанные недели докатятся до Ла-Манша. Однако, чтобы наступление удалось, необходимы были средства взлома укрепленных позиций и разгрома опорных пунктов противника в городах.
Именно для решения этих задач коллектив Шавырина разработал и сдал армии 160- и 240-милиметровые минометы. В 1957 году была сдана 420-мм самоходная минометная установка 2Б1 «Ока».
Также в послевоенные годы были созданы 433-мм корабельный бомбомет, позволявший эффективно бороться с подводными лодками, и 82-мм бесшумно-беспламенный миномет, затруднявший противнику подавление расчетов контрбатарейным огнем.
Конструкторы занимались и безоткатными орудиями, предназначенными для непосредственной поддержки пехоты. Пушки этого типа отличаются от обычных тем, что в канале ствола не возникает высокого давления. Следовательно, можно уменьшить вес оружия. КБ гладкоствольной артиллерии дало Советской армии 82-мм и 107-мм «безоткатки».
Ставим «Точку»
60-е стали эпохой взрывного развития ракетного вооружения. Реактивные снаряды становились меньше, быстрее и маневреннее. Новые технологии позволили создавать самонаводящиеся и управляемые ракеты. Первенцами этих направлений стали противотанковая управляемая ракета (ПТУР) 3М6 «Шмель» и переносной зенитно-ракетный комплекс (ПЗРК) «Стрела-2».
Однако самой знаменитой разработкой коломенских оружейников в ранние 60-е стал противотанковый ракетный комплекс «Малютка». Простые, дешевые и неказистые с виду ракеты жгли американскую бронетехнику во Вьетнаме, израильские танки на Синайском полуострове и в Сирии. Страдали от них и танкисты ЮАР в Анголе. Об эффективности разработки говорит тот факт, что «Малютки» были приняты на вооружение армиями трех десятков стран. В последний раз ракеты этого типа массировано применялись в Ливане в 2006 году.
Впрочем, коломенское КБ работало и «по-крупному»: в конце 60-х, уже после смерти Шавырина началась разработка тактического комплекса «Точка», ракеты которого были способны поражать цели на дистанции до 120 километров.
В настоящее время корпорация производит оперативно-тактические комплексы «Искандер-Э», тактические «Точки-У», противотанковые комплексы семейства «Хризантема» и «Штурм», комплексы управляемого вооружения «Атака-Т» и «Бережок», несколько видов переносных зенитно-ракетных комплексов, вертолетное вооружение.
Есть в номенклатуре предприятия и не совсем обычные образцы, - например, турельные установки 3М-47 «Гибка». Установка может стрелять различными типами ракет, а потому способна поражать самолеты и вертолеты, малотоннажные суда, танки, укрепления и пехоту противника в укрытиях.