Феномен «Матрицы»: как братья Вачовски научились зарабатывать миллион долларов в минуту
31 марта 2017 года исполняется 18 лет с даты выхода на экраны последнего великого фильма XX века – легендарной «Матрицы» братьев Вачовски.
Здесь хорошо абсолютно все: и новая для обывателя мысль о том, что воспринимаемое чувствами и реально существующее – не обязательно одно и то же, и увесистый комплимент сторонникам теории всемирного заговора, и революционные спецэффекты, и исключительная правдоподобность фантастических сцен, и игра основных актеров, для большинства из которых «Матрица» стала фильмом жизни.
Как и любой культовый фильм, «Матрица» обросла и сопутствующими фактами, и легендами, причем одно порой почти невозможно отличить от другого. Но в нашей сегодняшней подборке – только факты.
В
Куда уходят средства
Братья Вачовски хотели начать режиссерскую карьеру как раз с написанного ими сценария «Матрицы», однако умный человек (продюсер Джоэл Сильвер) посоветовал им «потренироваться на кошках» – снять сначала что-то подешевле. Такой «кошкой» стал нуарный криминально-эротический триллер Bound (в русской версии «Связь»). Фильм не оправдал в прокате вложенных денег, но стал весьма популярным в узких кругах любителей подобного кино.
Когда студия Warner Bros заинтересовалась сюжетом «Матрицы», она отказалась выделять солидный бюджет начинающим, в общем, режиссерам. Тогда братья согласились на предложенную сумму в $10 млн и… потратили всю ее на съемки первых 10 минут. После этого студия согласилась выделить еще $50 млн. Чтобы сэкономить, создатели «Матрицы» частично использовали декорации вышедшего чуть ранее фильма «Темный город» Алекса Пройаса. Знатоки могут узнать в «Матрице» некоторые интерьеры «Темного города», а также крышу, по которой Тринити уходит от агентов в начале фильма.
Уличные сцены снимались в Сиднее (Австралия) – это оказалось куда дешевле, чем в США. А вот все названия улиц позаимствованы у Чикаго – родного города режиссеров.
Садо-мазо-клуб, где Тринити знакомится с Нео, реально существует. Будете в Сиднее – спросите, как пройти в The Hell Fire, его там многие знают именно благодаря «Матрице».
В
Хоррор придуманный и настоящий
Сцены, происходящие в воображаемом мире «Матрицы», сняты через зеленоватый фильтр, в реальном – через голубой. «Реальность» снимали зимой, когда на улицах Сиднея нет зелени; более того, власти согласились убрать с них все красные и синие тона, пришлось даже перекрашивать бордюры. Сцена боя между Нео и Морфеусом, происходящая в отдельной виртуальной реальности, снята через желтый фильтр.
Для съемок симуляции матрицы, которую показывают Нео, посвящая его в суть вещей, было приглашено несколько десятков пар близнецов. Помните, как по улице проходили внешне неотличимые серые люди и яркая женщина в красном? Точнее, женщины – эту крохотную роль тоже играли близняшки.
На съемки трехминутной перестрелки в холле (Нео и Тринити идут выручать Морфеуса) ушло 10 дней, при этом каждый день декорации приходилось воссоздавать заново.
Любопытным зрителям удалось разглядеть документы Нео, которые видны лишь мельком и в перевернутом виде. День рождения героя – 11 марта 1962 года. А его паспорт, что самое интересное, действителен до 11 сентября 2001 года – дня воздушной атаки террористов на башни Всемирного торгового центра и Пентагон. Фильм, напомним, выпущен в 1999 году, так что это случайное совпадение.
На борту корабля Морфеуса, в числе прочего, есть надпись «MARK III №11». Открыв Библию, в Евангелии от Марка, в третьей главе мы прочтем очень подходящий стих №11: «И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий».
В
А тебя, Квентин, вообще не спросили
Интересно, что за несколько лет до «Матрицы» Кэрри-Энн Мосс, сыгравшая роль Тринити, уже была задействована в телевизионном сериале «Матрица» (1993 г.). А Лоуренс Фишберн (Морфеус) в драме «Высшее образование» (1995 г.) уже говорил знаменитую фразу «Добро пожаловать в реальность!»
Режиссер Квентин Тарантино поставил «Матрицу» на 14-е место в двадцатке лучших современных фильмов, отдельно оговорив, что если бы Вачовски не испортили ленту двумя продолжениями («Перезагрузка» и «Революция»), «Матрица» была бы второй. На первое, кстати, автор «Криминального чтива» поставил «Королевскую битву» японского режиссера Киндзи Фукасаку.